Бажов Павел Петрович (Pavel Bazhov) – писатель
27 января 1879 г. , в семье горного мастера Петра Бажева (настоящая фамилия отца) родился Бажов Павел Петрович – писатель, фольклорист, журналист, публицист, а также революционер. Известность получил как автор «Уральских сказов». Сначала считалось что эти сказы созданы по народному фольклору, но позже Бажову пришлось признаться что это не собранный им фольклор а его сочинения. В конце этой статьи JuicyWorld.org расскажем коротко и о биографии Бажова и о его революционной деятельности. Но только для того чтобы было понятно почему изначально нужно было выдавать книги за фольклор, и почему книги писателя выходили под псевдонимом или подписью П.Б.
Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году, а в 1936 году в 11 номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка». В 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.
Создание сказов (т. н. «тайные сказы» — «старинные устные предания» уральских горнорабочих) писались при мощной советской цензуре. В 1931 году в Ленинграде и Москве проходили дискуссии на тему значение фольклора по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора», и принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале»: сбор материала поручили В. П. Бирюкову. Но Бирюков заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора». Редакторы сборника менялись и вскоре редактором сборника стал П. П. Бажов, который и написал сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В. А. Хмелинина, которые якобы П. П. Бажов слышал в 1892—1895 годах, и которого Бажов и представил как рассказчика в «Малахитовой шкатулке».
Из-за драматических событий в жизни Бажова (в 1937-м он был исключён из партии, в 1938-м восстановлен) сказы, которые публиковались в разных изданиях, выходили либо под инициалами «П. Б.», либо под псевдонимом «П. Брагин». Практически везде имелась пометка «Из сказов Хмелинина». Бажов позже вспоминал, что после выхода первых сказов готовилась разгромная статья, в которой ему вменялась в вину «фальсификация фольклора». Писателя спас Демьян Бедный, указавший «на книгу Семёнова-Тян-Шанского, где было обширное примечание о горах Азова, которые Бажов и мог слышать». Хотя в книге содержится лишь короткое упоминание о горе, существовании легенд связанных с ней, и связь их с золотым прииском, бывшим одно время в низовьях горы. Сам Демьян Бедный принял сказы за фольклор. Позже Бажову пришлось официально признавать, что это приём, и он не записывал чужие рассказы, а он является их сочинителем. По мнению профессора Марка Липовецкого, сказы Бажова сочетают трудно-совместимые установки сказочной и несказочной прозы и являются наилучшим воплощением «тех, большей частью комических, попыток создания „нового фольклора“ (или фейклора).
В прижизненных изданиях Бажова сказы выходили под разными названиями: «горные сказки», «рассказы», «сказы».
Отдельным изданием сборник «Малахитовая шкатулка» впервые вышел в 1939 году. В него входили:
«Медной горы хозяйка»
Отправившись смотреть покосы, заводской паренёк Степан встретил женщину в необычных одеждах. Присмотревшись, он догадался, что перед ним — Хозяйка Медной горы. Она велела передать приказчику, чтобы тот уходил с Красногорского рудника. Степан выполнил её просьбу и за это поплатился: приказчик его выпорол, заковал в цепи и отправил в забой. Спасла Степана Малахитница. Привела парня в свои владения и вопрос ребром поставила: «Ну, как насчёт женитьбы?» Степан честно признался, что обещал жениться на девушке Настёне. Хозяйка оценила эту прямоту, подарила его невесте малахитовую шкатулку с украшениями и помогла Степану и его невесте получить волю.
(1-й раз опубликован в литературном журнале «Красная новь» (1936, № 11) — советский литературный журнал, существовавший с 1921 по 1941 год, первый толстый литературный журнал, появившийся после революции. Выходил вначале два раза в месяц, затем — ежемесячно.
Мифологический персонаж сказов — Хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
«Малахитовая шкатулка»
После смерти Степана у Настасьи, его вдовы, осталась малахитовая шкатулка, которая заменяла их дочери Танюшке игрушки. Однажды в их дом пришла странница и взялась учить девочку рукоделию. А перед уходом подарила маленькую пуговицу, назвав её памяткой. С той поры стала Танюшка мастерицей. Потом их дом сгорел, и семье пришлось продать шкатулку. Когда молодой барин, приехавший на завод, увидел Танюшку, то решил взять её в жёны. Девушка согласилась, но при условии, что он покажет ей царские малахитовые палаты.
Сказ был впервые опубликован в газете «На смену!» (сентябрь — ноябрь 1938) и в альманахе «Уральский современник» (книга 1-я, 1938). Изначальное название — «Тятино подаренье».
«Каменный цветок»
Данила, которого в посёлке звали Недокормышем, был отдан в ученики к мастеру Прокофьичу. Однажды он получил заказ от приказчика: сделать для барина точёную чашу на ножках по особому чертежу. Чаша получалась ровная, гладкая, но Данила был недоволен: «Вот цветок самый что ни на есть плохонький, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а чаша кого обрадует?» Потом он прослышал, что у Малахитницы во владениях есть каменный цветок, и потерял покой.
Первая публикация была в «Литературной газете» (май 1938) и в альманахе «Уральский современник» (книга 1-я, 1938).
«Горный мастер»
После того, как Данила-мастер ушёл к Хозяйке, его невеста Катя отправилась жить в избу к приемному отцу жениха. Постепенно она научилась у Прокофьича ремеслу. После смерти старого мастера девушка сама занялась поиском камней. Повстречав однажды Хозяйку, Катя сказала, что хочет вернуть своего Данилу. Малахитница устроила им встречу и поставила Данилу перед выбором: «С ней пойдёшь — всё моё забудешь, здесь останешься — её и людей забыть надо». Данила ответил, что каждую минуту помнит Катю, и вернулся к людям.
Впервые сказ был напечатан в газете «На смену!» в 1939 году.
«Хрупкая веточка»
У Данилы и Кати родились дети — восемь мальчиков. Третьим был горбатенький Митя. Когда барин увеличил семье оброк вдвое, Митюньку пристроили на ученье к мастеру «по каменной ягоде». Однажды он задумал создать красивую ветку из недорогого камня. Пока он размышлял над материалом и формой, в окошко просунулась не то женская, не то девичья рука — с кольцом на пальце и в зарукавье — и поставила на станок плитку змеевика, а следом — репейный листок с тремя ягодными ветками: черёмуховой, вишнёвой и спелым крыжовником.
Первое издание — в газете «Уральский рабочий» в 1940 году.
«Железковы покрышки»
Действие, по словам рассказчика, происходит «после пятого года». Царь в канун большого праздника вызвал француза Фабержея (так звучит в оригинале), который был поставщиком подарков для двора, и приказал преподнести государыне такой подарок, чтоб не было в нём красного цвета. Мастера посоветовали Фабержею изладить изделие из малахита. Тогда поверенный француза поехал в Гумёшки, где ему подсказали, что лучшие камни — у Евлахи Железяки.
Сказ был впервые опубликован в литературно-художественном сборнике «Говорит Урал» (1942).
«Две ящерки»
Рассказчик вспоминает о том, как промышленник Турчанинов ставил Гумёшевский завод. Герой — Андрюха Солёный — не поладил с начальством и был отправлен на каторжные работы. Возможно, парень бы погиб от непосильного труда, если бы не помощь Хозяйки Медной горы, которая, обернувшись ящеркой, вывела его на свободу.
Первая публикация — в журнале «Октябрь» (1939, № 5—6).
«Приказчиковы подошвы»
Приказчик Северьян Кондратьич, отличавшийся крайней лютостью, передвигался по посёлку в окружении «обережных», держа в руках плётку. В Медную гору он поначалу не спускался — побаивался Хозяйки. Но как-то рискнул сходить в забой и услышал женский голос: «Гляди, Северьянко, как бы подошвы деткам своим на помин не оставить». Тогда решил он «бабёнку ту поймать». Однако встреча с Хозяйкой закончилась тем, что она превратила приказчика в пустую малахитовую глыбу.
Впервые сказ увидел свет в журнале «Красная новь» (1936, № 11).
«Сочневы камешки»
Ванька Сочень был в конторе «нюхалкой-наушником». Однажды он решил поискать на Красногорке редкие драгоценные камни — медные изумруды. Выскочившая из забоя чёрная кошка с зелёными глазами так напугала Сочня, что он ходил потом и к бабке Колесишке, и к попу. После их советов Ванька опять отправился на рудник и встретил там Хозяйку Медной горы. Разрешила ему Хозяйка насобирать камешков при условии, что он их сразу отнесёт приказчику. Когда Сочень добрался до приказчика и открыл кошелёк, никаких камней там не оказалось.
Сказ был впервые напечатан в свердловском «Литературном альманахе» (1937, № 3).
«Травяная западёнка»
Яшка Зорко, служивший щегарем у турчаниновских, начал присматриваться к Усте — дочери вдовы Шаврихи. Вдова эта, по слухам, знала, где находится открытая покойным мужем ямка с малахитом. Устя замуж за Яшку идти не хотела. Однажды она поведала, что путь к богатству откроется тому, кто будет ходить к берёзе близ Климинского рудника в те ночи, когда травы наливаются. Женский голос подскажет путь к траве-западёнке, под которой начинается дорога к малахиту.
Сказ был впервые опубликован в журнале «Индустрия социализма» (1940, № 1).
«Таюткино зеркальце»
В забое пошла руда со шлифом, и горняки запереживали. Стали говорить, что Хозяйка разбила зеркало, дело идёт к обвалу. Когда Ганя Заря получил приказ идти на рудник, с ним стала проситься дочка Таютка, которая с малых лет в шахту с отцом спускалась. Узнав об этом, горняки поначалу зашумели, а потом решили, что это к лучшему: Хозяйка не позволит, чтобы с ребёнком случилась беда. И действительно, Таютке удалось найти зеркало и отвести от людей несчастье.
Сказ был впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» (март 1941)
«Синюшкин колодец»
Шёл заводской парень Илья через лес и набрёл на колодец. Хотел воды напиться, а из водяного окошка старушонка вышла — бабка Синюшка. С виду — старая, а голос и зубы — как у молодой. Велела она ему прийти ночью, когда месяц полный, пообещав всяких богатств показать. Да только Илье богатства ни к чему — он мечтает увидеть, как Синюшка «красной девкой оборачивается».
Впервые сказ был напечатан в «Московском альманахе» в 1939 году
«Огневушка-поскакушка»
Восьмилетний Федюнька постоянно находился с работниками из артели. Однажды сидели старатели у костра, вдруг из самой серёдки вынырнула девчонка и пошла плясать. Все смекнули, что это Огневушка-Поскакушка знак дала, что в этом месте можно найти золото. Сигнал, однако, оказался ложным. Не раз после этого Поскакушка водила людей за нос, но однажды в зимний день явилась перед Федюнькой — и стало вдруг тепло, как летом, птицы начали петь. Вручила Огневушка пареньку лопатку и сказала, что она его из лесу выведет и в снегу согреет.
Впервые был напечатан в свердловской газете «Всходы коммуны» (1940)
Список сказов
-
- Алмазная спичка
- Аметистовое дело
- Богатырева рукавица
- Васина гора
- Веселухин ложок
- Голубая змейка
- Горный мастер
- Далевое глядельце
- Две ящерки
- Демидовские кафтаны
- Дорогое имячко
- Дорогой земли виток
- Ермаковы лебеди
- Жабреев ходок
- Железковы покрышки
- Живинка в деле
- Живой огонек
- Змеиный след
- Золотой волос
- Золотоцветень горы
- Золотые дайки
- Иванко крылатко
- Каменный цветок
- Ключ земли
- Коренная тайность
- Кошачьи уши
- Круговой фонарь
- Малахитовая шкатулка
- Марков камень
- Медная доля
- Медной горы хозяйка
- На том же месте
- Надпись на камне
- Не та цапля
- Огневушка-поскакушка
- Орлиное перо
- Приказчиковы подошвы
- Про Великого Полоза
- Про водолазов
- Про главного вора
- Рудяной перевал
- Серебряное копытце
- Синюшкин колодец
- Солнечный камень
- Сочневые камешки
- Старых гор подаренье
- Тараканье мыло
- Таюткино зеркальце
- Травяная западенка
- Тяжелая витушка
- У старого рудника
- Хрупкая веточка
- Хрустальный лак
- Чугунная бабушка
- Шелковая горка
- Широкое плечо
Биография П.П. Бажова
Свое детство Павел Петрович Бажов провел в поселках Сысертский завод и Полевской завод.
Окончил заводскую школу в числе лучших учеников, затем — Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет. в 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. В 1907—1913 годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище, а затем в духовном училище Камышлова. Во время летних каникул путешествовал по Уралу и собирал фольклор. Женился на своей ученице, Валентине Александровне Иваницкой. У Бажова было четверо детей.
До 1917 года был членом партии эсеров, а с февральской революции помогал партии большевиков. В 1918 году П. П. Бажов вступил в РКП(б). Был организатором подполья, а в 20-х подавлял восстание контрреволюционеров. Позже в Ревкоме Бажов был зав. управляющим народного образования и профсоюзным бюро. Был редактором и организатором местной газеты. Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности. в 1920 г. Бажов возглавил продотряд по продразвёрстке. В 1921 года он перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.
В конце 1921 года Бажов вследствие тяжёлого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи.
В 1933 году по доносу М. С. Кашеварова был обвинён в присвоении партийного стажа с 1917 года, исключён из партии. Через несколько месяцев после ходатайства был восстановлен в партии с началом стажа в 1918 году, за «приписывание» стажа ему был объявлен строгий выговор.
После этого Бажову поручили написать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината. Но по мере написания главные герои исчезали в горниле репрессий, и публиковать её не решились.
В 1936 году в 11 номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка». Также ему было поручено подготовить книгу «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». Он уже работал редактором Свердловского книжного издательства. После того, как в 1937 году командовавший дивизией во время Гражданской войны М. В. Васильев были репрессирован, по ещё одному доносу М. С. Кашеварова Бажов был вновь исключен из партии и уволен из издательства. Целый год большая семья Бажова жила за счет огорода и маленькой зарплаты его свояченицы. В это вынужденно свободное время он написал много своих сказов. В 1930-х годах его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали. С 1940 года Бажов возглавлял Свердловскую писательскую организацию. Был Депутатом Верховного Совета СССР 2—3-го созывов.
Павел Петрович Бажов умер в ворасте 71 год, 3 декабря 1950 г. в . Москва