Биография Эзопа. Басни Эзопа.
На самом деле, до нашего времени, басни Эзопа не дошли, а то, что ими сейчас именуется есть народное творчество. Сам Эзоп, скорее всего, был просто собирателем и пересказчиком греческих басен, а его имя и его популярность была причиной того, что все басни «эзопического» характера приписывались ему, и под «Эзоповой басней» подразумевалось когда действующими лицами басни выступали животные, предметы и разные бессловесные существа.
См. здесь — Басни Эзопа
Свод «Эзоповых басен» в прозе составил в конце IV в. Димитрий Фалерский, и до нашего времени дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия (греческий, II в. н.э.), Федра (на латыне, I в. н.э.) и Авиан (на латыне — V в. н.э.). Все эти прозаические пересказы, и озаглавлены в рукописях как «Эзоповы басни».
Эти басни имели широкое распространение, так, к примеру, в конце V в. в Афинах был известен некий письменный сборник «Эзоповых басен», и как в то время говорили: «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил»
Эзоп. Биография Эзопа.
Эзоп (греч. Αἴσωπος — (620 г. до н.э.- 564 г. до н.э.)). Впервые имя Эзопа встречается у историка Геродота (V в. т.е. спустя более 1000 лет после рождения Эзопа) в рассказе о Египте, где Эзоп предстаёт как известное лицо, и о нём сообщается несколько «достоверных» фактов: Эзоп был баснописцем; жил на острове Самос, примерно в 560 г. до н.э., и был рабом Иадмона. Эзопа за что-то убили в Дельфах, и дельфийцам пришлось платить за него виру (откуп). На этом реальные факты заканчиваются и начинается «народная фантазия».
Эзопу придумывают родину — Фригия в Малой Азии, придумывают внешность: «брюхо вспученное, голова — что котел, курносый, с темной кожей» вид как у обезьяны, и т.д. И этой внешности якобы нашлось и подтверждение: в V в. до н.э. была создана аттическая ваза, а на ней было изображение сидящего человека перед лисицей. По ней все сразу решают что это и есть Эзоп.
Также выдумывают ситуацию что на самом деле Эзоп был необразованным, но от богов одаренным, оказавшимся проницательнее и умнее ученых философов. Чтобы воплотить эту идею народная молва придумывает что хозяин Эзопа был философом по имени «Ксанф» (рыжий), и вокруг этого философа и его раба (Эзопа) и складывается вереница анекдотов (рассказов), составившая в дальнейшем часть будущего «Жизнеописания Эзопа». Эту легенду и развивает Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя после повествований Геродота.
Тогда же придумываются и мотивы вражды дельфийцев к Эзопу: сначала он (Эзоп) злословил и якобы попрекал дельфийцев, что они не работают, заняты тунеядством и живут за счет приносимых эллинами жертв, а потом и осквернил богов дельфийцев и как молвила легенда: «Эзоп принес жертву Музам и посвятил им храм, где были их статуи, а посредине — статуя Мнемозины, а не Аполлона. И с тех пор Аполлон разгневался на него, как некогда на Марсея». Далее сообщалось что Эзопу подкинули золотую чашу и обвинив его в воровстве, с ним расправились (забили камнями) за эту мнимую кражу — как в библейском рассказе об Иосифе.
Заканчивается легенда тем, что спустя многие годы правда о краже раскрылась и дельфийцам пришлось отдавать виру за безвинно убитого раба внуку рабовладельца Иадмона.
Позже, примерно во II — I вв. до н.э. на основе этих легенд в эллинистическом Востоке было создано «Жизнеописание Эзопа», одна из немногих сохранившихся «народных книг» греческой литературы.
В этом «Жизнеописании» важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), а родиной Эзопа уже вместо Фракии становится Фригия (место, которое ассоциируется в то время с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий своего хозяина — глупого философа, местную элиту и даже царей. В сюжете из «Жизнеописания», практически нет никакой роли у самих басен Эзопа, а анекдоты и шутки, которые якобы рассказывает сам Эзоп в «Жизнеописании», нет тех, что дошли до наших дней с античности, и сам свод «эзоповых басен» и жанрово далек от него. Образ мудрого и хитрого «фригийского раба», обязательно в описании внешне уродливого, передаётся в новоевропейской традиции.
И если в древности не сомневалась в историчности Эзопа, то уже в в XVI в., Лютер впервые поставил существование Эзопа под сомнение, а уже XVIII в. филосов, богослов и филолог Ричард Бентли, обосновал это сомнение. Позже в XIX в. Отто Крузиус, и немного позднее Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с полной абсолютной решительностью в том что исторически Эзопа не существовало.
В наше время некоторые авторы допускают возможность существования Эзопа, как исторической личности. Ссылаясь на первоисточники (Геродота и т.д.)
См. здесь — Басни Эзопа