Здоровье Отношения Красота

Восток. Другая красота: черные зубы, зеленые губы и другие странные представления о женской красоте.

 В Музее народов Востока проходит выставка «Восток. Другая красота» (30 октября 2018 г. — 20 января 2019 г.), посвященная стандартам женской красоты в разных странах. О некоторых странностях понимания красоты, рассказала куратор выставки Евгения Карлова. Рассказала в том числе и о том когда в моду вошли губы зеленого цвета, зачем монголки густо белили лицо, и как Восток и Запад повлияли друг на друга.

Джалсарай. Копия картины Сономцэрэна. Портрет супруги тушету-хана. Монголия, 1948 г. Бумага, темпера

Эта выставка «Восток. Другая красота» приурочена к 100-летию Музея Востока, и рассчитана на весь выставочный комплекс – шесть залов. В экспозиции будут задействованы все основные регионы, представленные в коллекции музея, сгруппированные в шесть разделов: Центральная Азия, страны ислама, Кавказ, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия. На выставке будет экспонировано более четырехсот музейных предметов: живопись и графика, костюм и ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства.

Утагада Кунисада Ойран (Из серии «Сопоставление красавиц современности») Япония, ок. 1827 г. бумага, ксилография цветная

Как известно в Монголии женщины по выносливости и умениям не уступали мужчинам, и даже костюмы были похожими. Путешественники, которые ездили по Монголии в середине XII века, отмечали что монгольские женщины были очень тучные и коренастые, одетые как мужчины. Отличия были только в длине халата: у мужчин он был короче.

А еще монголки или белили лицо, или, наносили черную краску. Это помогало уберечь кожу от суровой внешней среды, защититься от ветра. К тому же во всех странах Востока незагорелое лицо говорило о том, что женщина не работает под солнцем, и относится к знатному сословию.

На Кавказе наиболее характерный образ — это царица Тамара. Здесь была важна то, что женщине не свойственна суета, и она выступает как царица,. Она достаточно закрыта, но царственно-снисходительна. Это проявлялось и в костюме, и в поведении, например, в традиционном кавказском танце: плавные движения, прямая осанка, строгость.

В.В. Сидамон – Эристави Царица Тамара. Грузя, Тифлис, 1917 г.

Известно, что на Дальнем Востоке традиционно принято изменять природную женскую красоту. В том числе и на физиологическом уровне: к примеру, заматывали ноги или груди, чтобы сдерживать рост.

Маленьким девочкам плотно бинтовали ноги, и все тело росло, а нога — нет. В результате женщины даже не могли ходить сами, их переносили служанки. Это могли себе позволить только знатные дамы. На выставке есть специальная обувь для такой ножки — сапоги, никогда не ступавшие на землю.

На протяжении нескольких столетий в Корее было очень модно сооружать крупные прически на голове с помощью шиньонов из натуральных волос или даже деревянных конструкций, которые иногда много весили. Это было популярно вплоть до XIX века. Известна история, когда шея девушки сломалась под весом прически.

Чан Донг Лыонг «Перед демонстрацией». Вьетнам, 1957 г. Шелк, краски водяные, тушь


В эпоху позднего Средневековья японцы научились получать пигмент переливчато-зеленый, по цвету напоминающий крылышки мух. Им красили губы, а зубы были принято чернить. В «Повести о Гэндзи» принц собирается жениться на девушке, которая получила строгое воспитание. И первое, что он предлагает ей сделать, — это почернить зубы, чтобы она наконец-то стала красивой.

Китай представлен на выставке как «опасная красота». Существует, вроде бы, неофициальный список китайских красавиц, которые очень знамениты. Начинается он еще до нашей эры. Все эти женщины повлияли на историю государства через влюбленных в них правителей.

Можно здесь вспомнить и легендарную воительницу из китайской поэмы Хуа Мулань — прообраз принцессы в  диснеевском мультике — это исторический персонаж, есть ее изображение.

Гауранго Чаран Сон Туалет Радхи, 1930- 1940е гг. Бумага, смешанная техника

В Юго-Восточной Азии женщина, как и во многих культурах, — хранительница домашнего очага, труженица и мать. Это отражается и в костюмах, есть также свои тонкости с макияжем и укладкой.

Традиционно все женщины — хрупкие, покладистые, с блестящими волосами, белой кожей, передвигаются, мелкими шагами, «семеня ножками». Но , к примеру, во Вьетнаме, есть истории о женщинах-воительницах. Эти женщины отличаются активностью, решительностью. У них настолько огромная обнаженная грудь, что они, скача верхом на лошади, закидывали ее за спину, чтобы не мешала во время боя.

В исламских странах влияние европейской культуры, может быть, меньше заметно. Здесь очень сильны традиции, основанные на конфессиональных представлениях о месте женщины. Например, запрещено менять внешность — ортодоксальной мусульманке, к примеру, даже запрещено выщипывать брови.

Взаимодействие Востока с европейской культурой началось в конце XVIII — начале XIX веков. Но самое  особенно сильно это взаимодействие было в ХХ веке, особенно в послевоенный период.

Известно, что в Корее женщины активно делают пластические операции. Это своего рода инициация: девушкам, которые поступают в институт, родители оплачивают блефаропластику, чтобы они могли укрупнить глаза, — это считается эталоном красоты. Уменьшаются верхние веки, и глаза становятся более круглыми и открытыми.

Б.Ю. Нурали Сбор винограда Туркмения, 1929 г. Холст, масло

И в наше время принято отбеливать кожу. Практически все косметические средства и кремы в продаже обладают таким эффектом — это считается красивым, как высокая и худая фигура. Раньше на Востоке красивая девушка считалась та, которая была полной, упитанной — это значило, что она много питается, не работает и из богатой семьи. Но в наше время европейские стандарты ХХ века, бегающих трусцой и занимающихся фитнесом женщин, сказываются и на восточной культуре.

В настоящее время наблюдается влияние восточной культуры на повседневную жизнь европейцев, и прежде всего россиян. Женщины сейчас активно покупают корейскую косметику для лица, продающуюся в наших магазинах. На самом деле она ориентирована на другой тип кожи и дает отбеливающий эффект.

Многие увлечены восточными практиками, к примеру йогой. Многие девушки ходят в широких индийских штанах, которые вовсе не часть традиционного костюма, а были придуманы специально для европейцев. Ведь в Индии делают костюмы двух видов: традиционные индийские и традиционные европейские, предназначенные для приезжих.

Это влияние есть, но мы часто живем скорее воображаемым Востоком. Наши привычные представления о нем не всегда близки к реальности.

У. Ядасмурэн Исполнительница на шанзе, Монголия, 1959 г. Бумага, гуашь


О музее Востока:

Музей Востока это единственный в России культурный центр, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации искусства стран и народов Востока. Музей открылся для посетителей 30 октября 1918 года. Этот день принято считать официальным «Днем рождения» Музея, который за свою вековую историю сменил несколько названий (музей «Ars Asiatica», Музей восточных культур, Государственный музей искусства народов Востока). Музей совершил несколько переездов, пока в 1984 году не развернул свои экспозиции в здании, известном как «Дом Луниных». Это городская усадьба первой четверти XIX века, находится на Никитском бульваре. Собрание Музея Востока насчитывает 147500 произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

Музей Востока. Москва, м. Арбатская, Никитский бул., 12А,