Василий Тимофеевич Тимофеев (Vasili Timofeev) — художник
Василий Тимофеевич Тимофеев (Vasili Timofeevich Timofeev) — талантливый русский художник, живописец-жанрист, портретист, график, в картинах которого ощущается целеустремленность, истинное понимание своего назначения и передача всей энергии искусству, ради которого он жил. Василий Тимофеев был одним из тех художников, кому удавалось передавать чистоту души, характер и эмоции на лице: грусть, радость, спокойствие и задумчивость,
Василий Тимофеев с благодарностью относился к созданному предшественниками, отдавая дань традициям русского народа, его быта. При этом в работах художника есть и непосредственное ощущение действительности, в его жанровых картинах — особое очарование и психологизм в портретах, тонкая детализация и передача текстуры и материала. .
Василий Тимофеев в творчестве был натурой цельной, и был не просто автором портретов, а был певцом «женских головок», часто создавая портреты не персонализированные, а условные, портреты крестьянских девушек и девочек, воплощающих в себе идеалы русской природной красоты, вызывающих восхищение и в наше время.
Вслед за Андреем Тропининым, Василий Тимофеев почитал в своем творчестве «натуру». Поэтому его портреты столь нежны, ненавязчиво поэтизированы и проникновенны. И не смотря на то, что все его героини — разные, есть в них то, что, позволяет объединить эти картины — это выражение национального идеала женской красоты, тонко прочувствованного художником.
И хотя Василий Тимофеев не был знаменит, и был, казалось бы, одним из многих подобных ремесленников от живописи, предпочитающих писать портреты, «головки» и картины на бытовые сюжеты его работы нравились, порой восхищали и всегда находили своих почитателей, и неплохо продавалась.
Стоит заметить, что Василий Тимофеев, как и многие другие русские художники следовал не только русской тенденции в искусстве, но и европейской, приведшей к широчайшему распространению жанрового портрета.
Это было время, когда этот жанр портрета — «красивые женские головки», был всегда востребован, и кормил немало художников в периоды отсутствия серьезных заказов. Портреты без личности: женские «головки» служили украшением интерьера, и были совершенно разных типов. Некоторые художники специализировались только на создании подобных обобщенных, но красивых «портретов», которые с одной стороны — были плодом их фантазии, а с другой — демонстрировали узнаваемую зрителем, но идеализированную красоту.
XIX столетие по праву называют золотым веком русской живописи, когда в живописи воплощались романтические идеалы, когда отойдя от строгих, не допускающих отступлений принципов классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Именно тогда русские художники достигли высокого уровня мастерства, что отразилось на привычных для того времени жанрах — пейзаже, жанровой живописи и в портрете.
Василий Тимофеевич Тимофеев (Vasili Timofeevich Timofeev). Биография.
О судьбе Тимофеева известно мало. Лишь то, что Василий Тимофеевич Тимофеев, родился в 1835 г., в селе с. Сергиевское (Кадыковка) Симбирского уезда, Симбирской губернии, в семье крепостных крестьян помещика Плотникова. Поэтому, крестьянская жизнь в неволе была известна ему из личного опыта.
В возрасте 22 лет, Василий Тимофеев получил вольную. Из выдержки вольной известно, что: «13 октября 1857 г. Коллежский Советник Николай Львов сын Плотниковъ отпустил вечно на волю крепостного своего дворового человека Василья Тимофеева холостаго из имения моего, состоящаго Симбирской губернии и уезда села Сергеевскаго Кадыковка тоже доставшегося мне по раздельной записи совпричасной в Симбирской палате Гражданского Суда 1854 г. декабря 10-о дня с братом и сестрами после умершего отца Коллежского Ассесора Льва Борисова Плотникова, …
… почему он Тимофеевъ волен с получения сей отпускной избрать на законном праве свободный род жизни, какой сам пожелает, до которого как мне так и наследникам моим дела уже нет и ни почему не вступаться, приметами он Тимофеевъ 22 леть , росту 2 аршина 8 вершков, волосы на голове и бровях тёмнорусые, глаза серые, нос, рот и подбородок обыкновенные, лицо чистое, особых примет не имеет.
На продаже сей отпускной оный мой дворовый человек никому иному не продан, ни у кого ни в каких крепостях не указан и ни за что не отписан, отпускается же из имения моего, заложенного в Симбирском Приказе Общественного Призрения, на основании…”.
Скорее всего Василий Тимофеев уже тогда был одаренным художником, поскольку, едва получив свободу, он отправился в Санкт-Петербург и в 1858 г. поступил и стал вольным слушателем Императорской Академии художеств, в чем-то повторив судьбу другого великолепного русского художника-портретиста Василия Андреевича Тропинина, у которого живописный талант проявился с детства. Тропинину повезло, что барин был просвещенным и решил дать вольную и позволил талантливому молодому человеку стать художником.
Не удивительно, что похожая судьба Василия Тимофеева с судьбой Андрея Тропинина повлияла и на творчество будущего художника, на его манеру письма. Что же касается технической подготовки, то трудно переоценить вклад академических уроков, когда Василий Тимофеев был вольноприходящим учеником, в течении шести лет (1858–1864 гг.), в Академии художеств, где постоянно совершенствовался и своим ежедневным трудом добивался все большего мастерства.
Последовательность технических действий (традиционной структуры академической живописи) при создании картин были такими: сначала двухслойный грунт, с добавлением в нижний слой охры, потом карандашный рисунок, прописи или гризайльная проработка (гризайль — вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого-либо, чаще всего серого цвета) и наконец — повторные прописи и лессировки.
В 1863 г. за «Два этюда головок с натуры и за портрет господина Умнова» Василий Тимофеев получает малую серебряную медаль, и с сентября 1863 по март 1864 находился в Симбирске, в отпуске «по домашним обстоятельствам». Вероятно в эти месяцы он пишет работы: «Портрет девочки», «Портрет институтки», «Портрет Ф.И. Ермолова», «Портрет неизвестной в черном платье», которые в настоящее время хранятся в УОХМ.
В 1864 г. Василий Тимофеев удостаивается звания классного художника 3-й степени за работу «Мальчик-еврей твердит молитву», а в 1865 г. за этюд «Головка еврейки» — звание классного художника 2-й степени по портретной живописи, а в 1866 г. Василий Тимофеев удостаивается звания художника 1-й степени.
С 1862 г. В.Т. Тимофеев дебютирует в выставочной деятельности, и его картины выставляются в Императорской Академии художеств. С 1865 по 1889 гг. участвовал на академических выставках, в выставках Общества выставок художественных произведений (с 1876 г.), на выставках передвижников: 1886 — в Одессе, 1887 — в Харькове. Был участником выставок С-Петербургского общества художников 1912, 1913, 1914 гг.
А наиболее известной картиной Василия Тимофеева является картина «Туалет девушки» (1865), поступившей из собрания Фабрициуса в Государственную Третьяковскую галерею.
Работы Василия Тимофеевича Тимофеева неоднократно выставлялись на аукционах по цене реализации от $1310 до $22,693 (в 2014 г. на Bonhams New Bond Street в эту сумму оценили картину «Продавец весенних цветов» (Seller of spring flowers) — см. выше в этой публикации juicyworld.org. Стоит заметить что Василий Тимофеевич Тимофеев интересовался не только живописью, но и литографией, но особенно заметных работ не имеет.
В настоящее время историкам искусства не удается найти сведения, проливающие свет на события из жизни Василия Тимофеева после 1914 г. Остается неизвестным когда он умер, были ли у него дети и т.д.