Конфуций. Цитаты
Конфуций (551 — 479 до н.э.) — великий китайский философ, древний мыслитель, учение которого оказало огромное влияние на жизнь Восточной Азии и Китая, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Учение также именуется как Кун Фу-цзы (孔夫子 «учитель Кун»), (孔子 Кун-Цзы или 孔丘 Кун Цю), или просто Цзы — «Учитель». Латинизировано как Confucius
Цитаты Конфуция
В этой публикации juicyworld.org будут представлены цитаты Конфуция в алфавитном порядке.
— А —
Атакуйте зло, которое находится внутри вас, вместо того, чтобы атаковать зло, которое находится в других.
— Б —
Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Благородный в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
Благородный встречает гнев и милость высших с равным достоинством.
Благородный думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. (или — Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.)
Благородный думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.
Благородный живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Благородный муж прям и тверд, но не упрям.
Благородный не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению.
Благородный ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
Благородный помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
Благородный превыше всего почитает долг. Благородный человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.
Благородный с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
Благородный стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
Благородный предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
Благородный, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
Благородный человек делает то, что приличествует тому положению, в котором он находится; он не желает выходить за рамки этого. Находясь в положении богатого и почетного, он делает то, что приличествует положению богатства и чести. Находясь в бедном и низком положении, он делает то, что приличествует бедному и низкому положению. (полную цитату см. в конце этой публикации juicyworld.org)
Благородный человек скромен в своих речах, но превосходит их в своих действиях.
«Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.“ Конфуций
«Боритесь со злом внутри вас, а не со злом внутри других.» Конфуций
Бросая камень в воду, каждый раз попадаешь в центр круга.
Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающийся на кого-нибудь, беспрестанно боящийся чего-нибудь и всецело предающийся страстям не может быть свободен душой. Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.
Быть обиженным или ограбленным — ничто, если только ты не продолжаешь вспоминать об этом.
— В —
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других. Конфуций
В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Видеть то, осуществление чего требует долг, и не сделать — есть отсутствие мужества.
Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.
Воистину, на свете есть и травы, не дающие цветов, и цветы, не дающие плодов!
Вот моё главное желание: старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу о старших.
!!! Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни. (Эту цитату часто приписывают Конфуцию, но в таком виде её у Конфуция не существует!)
— Д —
Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего врага.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
Добродетель мудрецов напоминает собой путешествие в дальнюю страну и восхождение на вершину: идущие в дальнюю страну начинают свой путь с первого шага; восходящие на вершину начинают с подножия горы.
Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
Достойный человек не идет по следам других людей. Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?
Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
— Е —
Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.
Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
Если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате, где должны находиться.
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
Если, взглянув на свои поступки, видишь, что стыдиться нечего, то отчего же ещё можно печалиться и испытывать страх?
Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.
Если изменить смысл слова человека, то он может попасть в рабство.
Если сам прям, то все исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
Если тебе плюют в спину — значит ты идешь впереди.
Если ты ненавидишь — значит тебя победили.
Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
Если утром познаешь весь мир — вечером можно уже умирать.
Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
— Ж —
Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его.
Живи так, как хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие. Не важно, оправдаешь ты их ожидания или нет, умирать ты будешь без них. И свои победы одержишь сам!
Жизнь действительно проста, но мы сами усложняем её.
— З —
Забота, то есть внимание к другим, — это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.
«Знаки и символы правят миром, а не слово и закон. Конфуций»
Забывайте обиды, никогда не забывайте доброту.
— И —
Избрав цель, иди к ней всем сердцем.
Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело. Конфуций
Изучите прошлое, если хотите определить будущее.
— К —
К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?
Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий.
Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести. Конфуций
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.
Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов.
Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.
Красота есть во всем, но не всем дано это видеть. Конфуций
Куда бы вы ни шли, идите от всего сердца.
— Л —
Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.
Любимец деревни — враг добродетели.
Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. Конфуций
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
— М —
Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
Молчание — великий друг, который никогда не изменит.
Мудрая женщина старается изменять внешность, а не мужа.
Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их. Конфуций
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали.
Музыка доставляет удовольствие, без которого человеческая природа не может обойтись
Мы доверяем своим глазам — но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
— Н —
На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Неважно, насколько медленно вы идете, пока вы не останавливаетесь.
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь… Конфуций
(эта цитата более полная начинается со слов — Будучи вне дома… — см. здесь — Б — в этой публикации juicyworld.org)
Не используйте пушку для уничтожения комаров. (Цитату часто приписывают Конфуцию, но были ли в то время пушки? ;)(возникли в XIII в. (прим. juicyworld.org)
Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать. (или — Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей.
Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
Не происходит изменений лишь c высшей мудростью и низшей глупостью.
Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал! Конфуций
Не усвоив приличий, не утвердишься.
Небо и Земля разделены, но они делают одно дело.
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
Нервно думая о будущем, люди забывают о настоящем, так что не живут ни в настоящем, ни ради будущего. Они живут так, как будто никогда не умрут, а когда умирают, понимают, что никогда и не жили.
Незыблемая середина — эта добродетель, наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.
— О —
Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание — есть долг.
Однажды я провел в размышлениях целый день без еды и целую ночь без сна, но я ничего не добился. Было бы лучше посвятить то время учению.
Очевидное редко бывает истинным.
— П —
Перед тем как мстить, вырой две могилы. Конфуций
По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
Порой мы видим многое, но не замечаем главного. Конфуций
«Посылать людей на войну необученными — значит предавать их». Конфуций
Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость
Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих.
Прекрасные слова и вкрадчивый внешний вид редко сочетаются с истинной добродетелью
При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.(При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков).
Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, — это скромность, открывать их своим друзьям — простодушие, доверчивость, выставлять же их перед всеми — гордость.
Пришло несчастье — человек породил его, пришло счастье — человек его вырастил.
Простота — одно из лучших качеств человека.
Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.
— Р —
Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
Разве истинная человечность далеко от нас? Стоит возжелать ее, и она тут же окажется рядом!
Разве не приятно изучать и применять на практике то, что вы узнали?
Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.
Расширять познания, не хвастаясь перед другими; прилежно учиться, не чувствуя усталости; наставлять других, не зная разочарований, — все это дается мне без труда.
— С —
Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.
Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними — те, которые избежали соблазнов плоти, за ними — те, которые смогли избежать злословия.
Самые смешные люди — самые грустные
Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.
Сердитый человек всегда полон яда.
Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти.
Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь — снисходительность.
Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не выказывайте своего недовольства.
Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.
Стоя на берегу реки, Учитель сказал: «Все уходит, как эти воды, всякий день и всякую ночь».
Страшно не то, что вас обманули или обокрали, страшно, то, что вы постоянно помните об этом.
Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит Других, а ищет вину в самом себе.
Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязными, если удалишь от себя — возненавидят.
Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты. Конфуций
— Т —
Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности. Конфуций
То, к чему стремится высший человек, находится в нем самом, а то, что ищет низший, — в других.
Только дурак в своей жизни не меняет мнения.
Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Тот, кто знает все ответы, не получил всех вопросов.
Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
Тот, кто передвигает горы, сначала убирает маленькие камешки.
Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, — конченый человек.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций
Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
Трудно найти в тёмной комнате чёрную кошку… особенно, если её там нет!
— Ты считаешь меня много-ученым? — спросил как-то Конфуций ученика. — А разве нет? — ответил тот. — Нет, — сказал Конфуций, — я лишь связываю все воедино.“
— У —
Уважай себя, и другие будут уважать тебя.
Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего.
Умный не критикует сильных.
Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
Утром познав истину, вечером можно умереть.
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Ученик Цзы-Лу спросил о том, как чтить духов. Учитель сказал: «Ты еще не умеешь служить людям, как же ты сможешь служить духам?» Тогда ученик спросил о том, что такое смерть. Учитель сказал: «Ты еще не знаешь, что такое жизнь, как же ты сможешь знать, что такое смерть?»
Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!
Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить.
Учитель сказал: «Благородный муж — не орудие».
Учитель сказал: «В любом селении из десяти домов найдется человек, который не уступит мне в добродетели. Но никто не сравнится со мной в любви к учению».
Учитель сказал: «Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду».
Учитель сказал: «Есть грубую пищу и пить ключевую воду, спать, положив голову на собственный локоть, — во всем этом есть своя радость. А неправедно приобретенные богатство и знатность для меня — что плывущие облака!»
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
Учитель сказал: «Мудрый муж радуется водам, человечный муж радуется горам. Мудрый деятелен, человечный покоен. Мудрые радуются жизни, человечные живут долго».
Учитель сказал: «Трудно бедняку злобы не питать И легко богатому не быть заносчивым».
Учитель сказал: «Ученики мои! Думаете ли вы, что я что-то скрываю от вас? Нет, я ничего от вас не прячу. Я говорю лишь то, что вам самим должно быть ведомо».
Учитель сказал: «Я еще не встречал человека, который любил бы добродетель так, как любят женскую красу».
Учитель сказал: «Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?» Конфуций
Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, — разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду — разве это не возвышенно!
— Ц —
Цзы-Гун спросил: «Если бы Вы не высказывались, то что бы ученики записали в связи с этим?» Конфуций ответил: «Разве Небо высказывается? Четыре времени года сменяются в связи с этим. Сто вещей живут в связи с этим. Разве Небо высказывается?»
— Ч —
Человек заболевает по многим причинам: некоторые заболевают от простуды, некоторые от усталости и горя.
Человек, который задает вопрос, — глуп на минуту, человек, который никогда не задает вопросы — остаётся глупым всю жизнь.
Человек, который перемещает гору, начинает с того, что уносит маленькие камни
Человек, который совершил ошибку и не исправил её, совершил ещё одну ошибку.
Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
Человечный муж не будет находиться долго в стеснённых обстоятельствах, но он также не будет долго пребывать в праздности.
Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других.
— Э —
Это неважно, что медленно ты идёшь… главное — не останавливайся.
— Я —
«Я живу в уединении, дабы достичь своей цели, и следую должному, дабы претворить свою правду». Я слышал эти слова, но никогда не встречал такого человека.
Я не знаю что такое «рано», я знаю что такое «поздно».
Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Полные цитаты Конфуция
Благородный человек делает то, что присуще тому положению, на котором он находится; он не желает выходить за рамки этого. Находясь в положении богатого и почетного, он делает то, что приличествует положению богатства и чести. В бедном и низком положении он делает то, что присуще бедному и низкому положению. Расположенный среди варварских племен, он делает то, что приличествует ситуации среди варварских племен. В положении печали и затруднения он делает то, что соответствует положению печали и затруднения. Высший человек не может оказаться ни в одной ситуации, в которой он не был бы самим собой. В высокой ситуации он не относится с презрением к подчиненным. В плохой ситуации он не пользуется благосклонностью своего начальства. Он исправляется и ничего не ищет от других, чтобы не испытывать неудовлетворенности. Он не ропщет на Небеса и не ропщет на людей. Таким образом, высший человек тих и спокоен, ожидая назначений Небес, в то время как подлый человек идет опасными путями в поисках удач.
Древние, желавшие продемонстрировать выдающуюся добродетель во всем царстве, сначала хорошо организовали свои собственные государства. Желая наладить порядок в своих государствах, они сначала наладили свои семьи. Желая наладить свои семьи, они сначала взращивали свою личность. Желая совершенствовать свою личность, они сначала исправили свои сердца. Желая исправить свое сердце, они сначала стремились быть искренними в своих мыслях. Желая быть искренними в своих мыслях, они сначала максимально расширили свои знания. Такое расширение знания заключалось в исследовании вещей. Вещи исследовались, знания стали полными. Их знания были полными, их мысли были искренними. Их мысли были искренними, и их сердца были исправлены. Их сердца были исправлены, их личности были совершенствованы. Их личности выращивались, их семьи регулировались. Их семьи регулируются, их государства управляются правильно. При правильном управлении их государствами все царстве стало спокойным и счастливым. От Сына Небесного до всех людей все должны рассматривать выращивание человека как корень всего остального.
Полной искренности принадлежит непрекращение. Не утихая, продолжается долго. Если продолжаться долго, это свидетельствует о себе. Явно проявляя себя, он далеко уходит. Достигнув большого расстояния, он становится большим и существенным. Большой и солидный, он становится высоким и блестящим. Большой и солидный; вот как он содержит все. Высокий и блестящий; так оно распространяется на все. Достигая далекого и продолжающегося долго; вот как он совершенствует все вещи. Такой большой и солидный, что обладающий им человек равен Земле. Такой высокий и блестящий, что делает его равным Небесам. Настолько далеко идущий и продолжительный, что делает его бесконечным. Такова его природа, без какого-либо проявления, она проявляется; без движения он производит изменения; и без всяких усилий он достигает своих целей.
Путь, которым следует высший человек, простирается широко и далеко, но все же остается тайной. Обычные мужчины и женщины, какими бы невежественными они ни были, могут вмешиваться в это знание; тем не менее, в самых крайних проявлениях есть то, чего не знает даже мудрец. Обычные мужчины и женщины, даже если они намного ниже обычного стандарта характера, могут применять это на практике; тем не менее, в самых крайних проявлениях есть то, что даже мудрец не может осуществить на практике. Какими бы великими ни были небо и земля, люди все же находят в них то, чем могут быть не удовлетворены. Таким образом, если бы благородный человек говорил о своем пути во всем его величии, ничто в мире не было бы способно принять его, и если бы он говорил о нем во всей его незначительности, ничто в мире не было бы способным чтобы разделить его.
То, что даровали Небеса, называется Природой; соответствие с этой природой называется Путь долга; регулирование этого пути называется инструкцией. Путь нельзя оставить ни на мгновение. Если бы его можно было оставить, это был бы не путь. По этой причине благородный человек не ждет, пока он что-то увидит, чтобы быть осторожным, или пока он не услышит, чтобы опасаться.
— Я испытываю отвращение к тем, кто считает мудростью повторение чужих мыслей; кто думает, что неподчинение есть смелость, а разоблачение чужих тайн-правдивость.
(Слова принадлежат не Конфуцию, а Цзи Гун (легендарный древний китайский монах) в разговоре с Конфуцием. Цитата звучит так: — Цзы-гун спросил: — Испытывает ли благородный муж отвращение к кому-либо? Учитель ответил: — Испытывает. Ему отвратительны те, кто плохо говорит о людях. Он испытывает отвращение к тем, кто, будучи внизу, клевещет на вышестоящих. Ему отвратительны те, кто, обладая смелостью, не соблюдает ритуала. Он испытывает отвращение к тем, кто, будучи решителен, действует не думая. А Вы, Цзы, испытываете ли отвращение к кому-нибудь? Цзы-гун ответил: — Я испытываю отвращение к тем, кто считает мудростью повторение чужих мыслей; кто думает, что неподчинение есть смелость, а разоблачение чужих тайн-правдивость.