Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — великий художник (ч. I)
В период Великого Ренессанса жили четыре гения, каждый из них творец, представлял из себя целый мир — совершенный, впитавший в себя все лучшие достижения предыдущего века, и воздвигший их на пьедестал недоступный для человека. Имена этих творцов известны всем: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан и конечно же Рафаэль, произведения которого имеют свой стиль, отличаются совершенством композиции, гармонией колорита, мягкостью и округлостью форм.
Великий живописец и архитектор эпохи Возрождения — Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 г. Это имя, Рафаэль стало настолько известно, что не нуждается в пояснении. При рождении — Raffaello Sanzio. Современники Рафаэля чаще называли его Raffaello Sanzio da Urbino или Raffael da Urbino. Urbino- город где родился и начал свой творческий путь у отца в мастерской великий Рафаэль. Свои работы он подписывал Raffaello d’Urbbino. В наше время чаще всего, когда говорят о художнике пишут — Raffaello Santi (Рафаэль Санти), или прсто Рафаэль.
Творчеству Рафаэля посвящают сайты и книги. Поэтому, в этой статье JuicyWorld.org лишь коснётся основных моментов жизни, характера и творчества великого живописца и архитектора и опубликует известные картины. Для удобства материал разделен на отдельные части (статьи):
Далее (в этой публикации) — биография художника с выдержками о Рафаэле из книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Giorgio Vasari (Аретино), книги А. Махов «Рафаэль» (из серии ЖЗЛ), других книг, а также из высказываний современников Raffaello Sanzio da Urbino + изображения картин.
Также читайте и смотрите:
Здесь >> Рафаэль Санти (Raffaello Santi) Мадонны в творчестве Рафаэля (ч.2)
Здесь >> Рафаэль Санти (Raffaello Santi) Портреты (ч. 3)
Творчество Рафаэля изучалось всевозможными способами — создавали сложные композиционные сетки, изучали положение пальцев, наклон головы, соотношение сотен геометрических элементов композиции. Рассматривали работы и с точки зрения философии, символизма, герменевтики. Говорили, что Рафаэль являлся гностиком (позднеантичное религиозное течение, опирающееся на восточную мифологию, ряд раннехристианских учений и Ветхий Завет). Изучали работы и с помощью рентгеновских лучей. и т. п. Но, без сомнения есть особые лучи, которые исходят от искусства Рафаэля Санти. А как еще объяснить, то, что они пробиваются с такой немыслимой лёгкостью через страны и столетия?
Не смотря на то, что так скрупулезно изучалась деятельность гения, и по прошествии многих веков, до сих пор остается много тайн и загадок о творчестве и жизни Raffaello Santi. К примеру, до сих пор так и не известно достоверно ни причина смерти, да и точная дата рождения. Возможно это связано и с тем, что в те времена, в Европе, рождение считалось по крещению, да и точный учёт никто не вёл. В своей книге о великих зодчих Giorgio Vasari (Аретино) пишет что Raffaello Santi не стало 6 апреля, и сообщает, что этот день был и датой его рождения («…А засим после исповеди и покаяния он завершил свои жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи лет от роду»). Но, многие исследователи считают что родился будущий гений 28 марта. Также предполагают что это могло случиться и 26 марта.
Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491 г., когда мальчику было всего 8 лет. Отец, Джованни Санти, был художником, поэтом и гуманистом, умер в 1494 г. Об отце мало что известно, лишь то, что он работал при дворце герцога Урбинского. Свой первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца, о чем писал Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях»: «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», и в настоящее время находится в доме-музее Рафаэля Санти.
Первую по времени характеристику Рафаэля исследователи нашли в письме сестры герцога Урбинского, которая называет художника, которому на тот момент был двадцать один год (1504) «скромным и милым юношей». О личности художника писал итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари (Giorgio Vasari (Аретино), большой фрагмент текста приведем далее в этой публикации JuicyWorld.org. Он писал: «Чтобы дать себе отчет, насколько небо может проявить себя расточительным и благосклонным, возлагая на одну лишь голову то бесконечное богатство своих сокровищ и красот, которое оно обыкновенно распределяет в течение долгого времени между несколькими личностями, надо взглянуть на столь же превосходного, как и прекрасного, Рафаэля Урбинского.
Он (Рафаэль) был от природы одарен той скромностью и той ласковостью, что можно иногда наблюдать у людей, которые более других умеют присоединять к естественному благорасположению прекраснейшее украшение чарующей любезности, проявляющей себя во всем и при всех обстоятельствах одинаково милой и приятной». Далее о Рафаэле он пишет: «… самые редкие душевные качества, с которыми соединялось столько грации, трудолюбия, красоты, скромности и доброй нравственности, что их было бы достаточно, чтобы извинить все пороки, как постыдны они ни были бы. В течение всей своей жизни он не переставал являть наилучший пример того, как нам следует обращаться как с равными, так и с выше и ниже нас стоящими людьми.
Среди всех его редких качеств одно меня удивляет: небо одарило его способностью иначе себя вести, нежели это принято среди нашей братии художников; между всеми художниками, работавшими под руководством Рафаэля… царило такое согласие, что каждый злой помысел исчезал при одном его виде, и такое согласие существовало только при нем. Это происходило от того, что все они чувствовали превосходство его ласкового характера и таланта, но главным образом благодаря его прекрасной натуре, всегда столь внимательной и столь бесконечно щедрой на милости, что люди и животные чувствовали к нему привязанность…
… Он постоянно имел множество учеников, которым помогал и которыми руководил с чисто отеческой любовью. Поэтому, отправляясь ко двору, он и был всегда окружен полусотней художников, все кто составлял ему свиту были добры и смелы, чтобы воздать ему честь. В сущности, он прожил не как художник, а как князь».
Высоко отзывался о Рафаэле и первый секретарь папы Льва X, Челио Калканьи, в письме математику Якову Циглеру про «богатейшего и папой чрезвычайно почитаемого Рафаэля Урбинского»: «… Это молодой человек исключительной доброты и замечательного ума. Он отличается большими добродетелями. Он и является, может быть, первым среди всех живописцев в области как теории, так и практики, а, кроме того, и архитектором столь большого дарования, что придумывает и приводит в исполнение вещи, представлявшиеся людям самого высокого ума неосуществимыми…».
Сам город Рим восстанавливается им почти в его прежней величине; срывая самые высокие наслоения, доходя до самых глубоких фундаментов, восстанавливая все согласно описаниям древних авторов, он вызвал такое восхищение папы Льва и всех римлян, что чуть ли не все смотрят на него как на некоего бога, посланного небом, чтобы вернуть вечному городу его былое величие. Наряду с этим он настолько чужд горделивости, что дружески обходится с каждым, не избегает ничьих суждений и замечаний. Никто, как он, не находит удовольствия в обсуждении другими своих планов, так как благодаря этому он может поучиться и сам поучить других, в чем он и видит цель жизни».
Когда Рафаэль умер, один из венецианцев на родину послал письмо, в котором говорилось: «… В ночь со святой пятницы на субботу, в три часа, скончался благородный и прекрасный живописец Рафаэль Урбинский. Его смерть вызвала всеобщую скорбь… Сам папа ощутил огромное горе, он по крайней мере шесть раз посылал справляться о нем во время его болезни, длившейся пятнадцать дней. Вы можете себе представить, что делали другие. И так как именно в этот день возникло опасение, что папский дворец может обрушиться… нашлось немало людей, утверждавших, что причиной этого явилась не тяжесть верхних лоджий, но что это было чудо, долженствующее оповестить о кончине того, кто так много поработал над украшением дворца».
Говорят что Рафаэль мог стать кардиналом: римский папа за заслуги желал увенчать живописца небывалой для художников наградой. И лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом.
К сожалению, на многих сайтах и в соцсетях «копипастят» недостоверную информацию о художнике, перевирая даже ту, что известна. В лучшем случае приводятся слова Вазари, о причинах смерти Рафаэля. Текст то ли для краткости, то ли в погоне за «хайпом», вырван из контекста и звучит так, будто живописец вёл необузданную, развратную жизнь. К сожалению, слухи об этом были всегда. В основном ему приписывалась безмерная любовь к женщинам и пьянство.
Так, в 1805 г. в русской книге «Эрмитажная галерея» сообщалось: «Рафаэль достиг бы блистательных успехов в колорите, если бы пламенное его сложение, непрестанно влекшее его к любви, не причинило ему преждевременной смерти». Во французском «Всеобщем словаре» 1810 г. эта же версия излагалась так: «Рафаэль умер вследствие истощения от своей страсти к женщинам». Не отрицая что это было возможно, всё же является ли это сколь нибудь «развратным»? Уж в наше время точно нет. Поэтому, в этой публикации JuicyWorld.org текст о последних днях и о смерти великого художника приводится далее почти полностью.
Итак, Вазари писал: «… И вот однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении.
Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками: Джулио Романо, которого он всегда очень любил, и флорентийцем Джованни Франческо, по прозванию Фатторе, а также неким священником из Урбино, своим родственником. Далее он распорядился, чтобы на его средства в церкви Санта Мариа Ротонда был восстановлен древний каменный табернакль и чтобы там был сооружен алтарь со статуей Богоматери, под которой он выбрал место для погребения и упокоения своего праха после смерти.
А все свое имущество он завещал Джулио и Джованни Франческо, назначив своим душеприказчиком мессера Бальдассаре из Пеши, в то время папского датария. А засим после исповеди и покаяния он завершил свои жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи лет от роду. Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную.
Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено Преображение для кардинала де Медичи, и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя. Картину же эту кардинал после смерти Рафаэля поместил на главном алтаре в церкви Сан Пьетро ин Монторио, и она с тех пор очень высоко ценится за редкостные качества каждого изображенного на ней движения.
Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь. Смерть его доставила великое огорчение и всему папскому двору, потому что он при жизни занимал должность кубикулария и потому, что и папа любил его так, что оплакивал его смерть горько.
В наше время исследователи полагают, что причиной смерти была не «болезнь любви» или запой, а римская лихорадка, которой скорее всего заразился Рафаэль во время посещения раскопок.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет, в Риме. Последними словами гения были: «Свет, свет». Похоронен в Пантеоне, Рим (panthevm -«храм всех богов»). На гробнице Raffaello Sanzio da Urbino имеется эпитафия: («Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть»).
лат. «Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori»
Рафаэль Санти (Raffaello Santi ) Мадонны в творчестве Рафаэля (ч.2) — ЗДЕСЬ >>
Рафаэль Санти (Raffaello Santi) Портреты (ч. 3) — ЗДЕСЬ >>
Рафаэль Санти (Raffaello Santi). Биография
Творчество Raffaello Santi принято разбивать на три периода: 1. Раннее творчество Рафаэля (до 1504); 2. Флорентийский период (1505-108). Некоторые специалисты этот период разделяют на три: Умбрийский период (1505-1508); первый флорентийский период (1505-1506); второй флорентийский период (1507-1508), и 3. Римский период (1508-1520).
По пожеланию отца, после его смерти Рафаэль (с 1499 г., по другим данным с 1501 г.) начинает работать в мастерской Пьетро Перуджино (Перудже). Второй учитель (первый — отец) Рафаэля, был к тому времени звездой умбрийской школы живописи, и одним из самых востребованных художников своего времени, о котором современники писали: «… Его стиль поэтичен и мелодичен, приятен глазу и проникнут особым лиричным настроением. Образы Перуджино прекрасны и сладостны. Ему свойственны декоративность и равновесие. В атмосфере гармонии и безмятежности — весь Перуджино».
Рафаэль потерявший мать в раннем возрасте, и обладая тонкой и ранимой душой, нуждался всю жизнь в материнской любви и нежности. И это не могло не найти отражение в его искусстве. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля, которых он создает большое количество. К тому же и в творчестве Перуджино Мадонны также имели важное место (в качестве примера, в этой публикации JuicyWorld.org публикуем одну из работ Пьетро Перуджино (Перудже) Pietro Perugino)) Вручение ключей Петру, 1480—1482)
Если в раннем творчестве картины Мадонн Рафаэль выполнял в стиле Перудже, то, уже в начале Флорентийского периода в написании Мадонн проявляется собственный стиль Рафаэля. В этот период он создает около 40 Мадонн. Позже, оказавшись в Риме он пишет еще примерно десять Мадонн, в том числе и величайшую картину «Сикстинская мадонна» (1512—1513) (см. выше).
Кстати, Рафаэль был очень популярен и в России. «Петербургские лоджии» или «Лоджии Рафаэля в Эрмитаже» это копия, повторяющая архитектуру и декор римской галереи, созданная по желанию Екатерины II. Картины Рафаэля попавшие в Россию (часть куплены, часть отдана за долги и т.п.) также были очень популярны. Об одной из таких Мадонн Рафаэля Василий Жуковский сказал: «Гений чистой красоты…».
Не остался в стороне и гений Александр Сергеевич Пушкин, который наблюдая в книжном магазине И.В. Сленин «Мадону» Рафаэля, писал в письме к Н. Н. Гончаровой (30 июля 1830 г.) : «Часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40000 рублей». А позже А.С. Пушкин писал: «Одной картины я желал быть вечно зритель…». Стихотворение было посвященной копии картины «Бриджуотерская Мадонна» (именно копии, о чём тогда не знали).
Мадона
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
А. С. Пушкин. Мадона («Не множеством картин старинных мастеров…») — 1830г
Стоит заметить что Александр Сергеевич Пушкин считал Рафаэля величайшим гением, и на протяжении всей своей жизни неоднократно возвращался к его имени, посвящая ему и его картинам стихотворения (в том числе и «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)», 1506 и т.п.
В 1504г. Raffaello Santi создает первые картины и на нерелигиозные темы: «Сон рыцаря» и «Три грации», а в конце 1504г. переезжает во Флоренцию. В последующие четыре года художник попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. В эти периоды творчества (Первый флорентийский период (1505-1506); Умбрийский период (1505-1508 и Второй флорентийский период (1507-1508)) колорит в произведениях Рафаэля становится сдержаннее и приобретает, в сравнении с яркими интенсивными цветами его ранних работ выполненных под влиянием Перуджино, большее тональное единство.
И это не случайно. Случилось так, что в первое десятилетие XVI в. во Флоренции в это время работали два великих мастера Высокого Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи. И Рафаэль Санти очень внимательно изучает технику живописи этих гениев. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. Из работ Леонардо да Винчи Рафаэль воспринял монументальность композиции и интерес к различным техническим экспериментам, а из произведений Микеланджело — новую скульптурную трактовку форм человеческого тела. И как сообщает в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари: «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры».
В этот период он также знакомится с живописцем Фра Бартоломео (ЗДЕСЬ>>), который и сам учился у Рафаэля, но и имея большой опыт живописца был полезен молодому дарованию. У Рафаэля и Фра Бартоломео сложились дружеские отношения продлившиеся до конца жизни. Также Raffael da Urbino знакомиться и с другими великими людьми того периода, которые повлияют не только на творчество художника, но и на его мироощущение.
За четыре года, проведенные во Флоренции, Перудже и Урбино художник создал большое количество картин, таких как: «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505), «Портрет Пьетро Бембо» (итальянский кардинал Pietro Bembo)(1504). В 1506 году пишет двойной портрет богатого торговца шерстью Аньоло Дони, который в 1504 г. женился на дочери Джованни Строцци Маддалене.
У Рафаэля происходит переосмысление и в портретной живописи. Портрет жены Аньоло Дони — Маддалены, также, как и портрет Донна Гравида (Donna Gravida, 1506), Рафаэль, выполняет под впечатлением увиденной им «Джоконды» (полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» / Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). Замечательно выполнен и портрет «Дама с единорогом» (около 1506—1507).
Популярность Рафаэля растёт с каждым днём. Он получает много заказов на образы святых, алтарные полотна, которые выполняет на высочайшем уровне. Такие произведения искусства как: «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507), «Положение во гроб» (1507); «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508), не могут не восхищать, не только верующих христиан, но и любого человека хоть немного интересующегося искусством.
В 1507 году Рафаэль Санти встречается с основоположником и крупнейшим представителем архитектуры Высокого Возрождения, главным архитектором Ватикана Донато Браманте (Donato (Donnino (1444-1514)). Донато Браманте (был дальним родственником Рафаэля) способствует переезду Рафаэля в Ватикан. Кстати, Рафаэль увековечивает память в кругу великих и Донато Браманте (Donato) в Stanza della Segnatura в фресках Афинская школа (School of Athens) и в Диспуте (Disputation of the Holy Sacrament)).
В 1508 году по приглашению Папы Юлия II (Pope Julius II (в миру Giuliano della Rovere), Рафаэль прибывает в Рим, оказываясь в центре культурных событий, где Папа решивший прославить своё имя на века, приглашает в Ватикан лучших художников и архитекторов: здесь великий Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, главный папский архитектор Браманте, перестраивает собор Святого Петра, а в личных покоях Юлия II, работают Лоренцо Лотто, Перуцци, Содома, Брамантино, и бывший учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино.
Юлий II, желая проверить умения Рафаэля, о котором к этому времени уже много говорят, поручает расписать комнату личной библиотеки. Рафаэль выполнил работу и настолько поразил папу Юлия II, что тот, как говорили современники, распорядился выгнать работавших в других комнатах художников и уничтожить созданные ими фрески (из уважения к своему учителю Перуджино, Рафаэль не уничтожил лишь его работу). Отныне весь проект по украшению личных покоев (Станц) папы Юлий II поручает одному Рафаэлю. Так началась история «Stanze di Raffaello».
Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello, stanza — комната; буквально «комнаты Рафаэля») это четыре помещения в Апостольском дворце (Palazzo Apostolico) или Папском дворце) с фресками созданными Рафаэлем. Помещения сравнительно небольшие (примерно 9 на 6 метров), были расписаны в 1508—1517 годах: Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) -1509-1511 гг.; Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro)-1511—1514 гг.; Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) — 1514-1517 гг.; и Зал Константина (Hall of Constantine) который расписывали ученики и помощники Рафаэля, по его эскизам. Поэтому, Зал Константина наименее известен широкому зрителю.
В 1511 году для новой виллы мецената и банкира Агостино Киджи, Вилла Фарнезина (La Villa della Farnesina) Рафаэль создаёт величайшую работу на сюжеты античной мифологии «Триумф Галатеи» (см. выше в этой публикации JuicyWorld.org).
Изображенные на фреске обладают неповторимым колоритом, и этот шедевр произведения искусств, находящийся в Лоджия Галатея (Loggia di Galatea) по праву может считаться наипрекраснейшей работой, в числе стольких прекрасных. Также для этой виллы он пишет и несколько других фресок в Лоджии Психеи (Loggia of Psyche)
После смерти Юлия II (21 февраля 1513 г.), папой становится (c 11 марта 1513 г.) Лев X (в миру Джованни Медичи). Но, не смотря на смену власти, на Рафаэля это не сказалось: Лев X также высоко ценит Рафаэля и поручает ему и новые работы. В 1513- 1516 годах Рафаэль пишет, по заказу папы картоны, с библейскими сюжетами для десяти гобеленов (шпалер), предназначенных для Сикстинской капеллы (до нашего времени дошло 7 картонов, исполненных для фламандских ткачей. Хранятся в Кенсингтонском музее в Лондоне).
Одним из крупных заказов поступивших от папы также были лоджии, которые по проекту Рафаэля возводились в 1513-1518 г. Лоджии состоят из 13 аркад, выходящих во внутренний двор, и имеют 52 фрески на библейские сюжеты (Были расписаны учениками Рафаэля по его эскизам). Позже, лоджии также были названы в честь великого художника — Loggia di Raffaello.
11 апреля 1514 г. умер Донато Браманте, и Рафаэль становится главным архитектором строящегося Собор Святого Петра (дата строительства с 1506—1626 г ). У этого великолепного Собора архитекторами были: Росселлино, Бернардо, Сангалло, Джулиано да, Донато Браманте, Рафаэль Санти, Фра Джованни Джокондо, Сангалло, Антонио да, Перуцци, Бальдассаре, Микеланджело, Делла Порта, Джакомо, Джакомо да Виньола, Лигорио, Пирро, Мадерна, Карло и Джованни Лоренцо Бернини
Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro Базилика Святого Петра) — мировой центр католицизма, является самым крупным сооружением Ватикана (возможно и самым большим сооружением мира).
Читайте здесь — Город-государство Ватикан (лат. Status Civitatis Vaticanae) >>
В 1515 году Рафаэль Санти вместо умершего Фра Джокондо становится и главным хранителем древностей Ватикана.
Не смотря на большой объем работ в станцах (Stanze), Рафаэль берется за выполнение и других работ. Сказывается, то, что он устал от однообразной работы, где нет присущего для него полета фантазии. К тому же хорошо обученные за несколько лет совместной работы подмастерья и ученики Рафаэля хорошо справлялись с поставленными задачами и у живописца появлялось время для воплощения новых творческих замыслов.
Творец Рафаэль создает портреты, по уровню исполнения сравнимые лишь с портретами другого гения портрета — Тициана. В 1514-1515 г. Рафаэль пишет еще один шедевр — портрет поэта, дипломата и мецената, графа Бальдассаре Кастильоне. Эта работа далека от сладковатого стиля Перуджино, но хоть и имеет сходство в используемых приемах с работами Леонардо да Винчи и Микеланджело, без сомнения обладает собственным уникальным стилем и почерком.
Рафаэль Санти также соглашается выполнить ряд работ для алтарных образов церквей: «Святая Цецилия» (1514-1515), «Несение креста» (1516-1517), «Видение Иезекииля» (1518), которые также являются настоящими шедеврами (как в принципе и другие работы живописца).
Также художник создал большое количество рисунков, из которых до нашего времени сохранилось примерно четыреста. Один из таких рисунков 5 декабря 2012 г. был продан на аукционе Сотбис за рекордные (для графики) 29721250 фунтов стерлингов. Стоит учитывать что этот рисунок «Голова молодого апостола» (1519—1520) всего лишь один из фрагментов к картине «Преображение», которая была последней картиной Рафаэля (над которой он работал вплоть до своей смерти в 1520 году).
Рафаэль (Raffaello Sanzio) — архитектор
Если говорить о Рафаэле архитекторе, то и здесь проявился его гений. Основным вкладом Рафаэля в архитектуру является разработка типа центрического крестово-купольного сооружения, над которым билось не одно поколение итальянских архитекторов. Первым шагом в архитектуре Рафаэля считают образ созданного им идеального храма в картине Обручение Марии (1504) — см. выше.
Первой реальной постройкой работы Рафаэля была церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (начата в 1509 г.) заказанная цехом римских ювелиров. Церковь из себя в плане представляет греческий крест с сферическим куполом.
К церкви Санта-Мария-дель-Пополо архитектор Рафаэль пристроил капеллу Киджи. В плане квадратная с маленькими парусами и с уплощенным куполом.
Как говорилось выше, в этой публикации JuicyWorld.org, Рафаэль с 1514 г. был и главным архитектором строящегося Собора Святого Петра (дата строительства с 1506—1626 г.). Специалисты считают что в фреске «Афинская школа» он создал архитектурный фон (но не грандиозные масштабы) интерьера этого собора, в том виде, в каком был задуман собор Браманте.
Дворец Palazzo Vidoni-Caffarelli для Bernardino Caffarelli (строительство с 1515 по 1536 гг. ). Долгое время считалось что дизайн дворца принадлежал руке Рафаэля. В наше время специалисты сходятся во мнении что это скорее всего работа ученика Рафаэля — Лоренцо Лотти.
Новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции (построен по его проекту посмертно (Франческо да Сангалло): сдержанный фасад с богато обрамленными окнами, великолепным карнизом, рустованными углами. Считается одним из самых красивых (в Флоренции) дворцов Позднего Возрождения.
Интереснейшим, но не до конца осуществленным проектом Рафаэля явилась и Вилла Мадама (Villa Madama) органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.
Читайте здесь: