Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) — художник импрессионист
25 февраля 1841 года в городе Лимож, Франция, родился один из основных представителей импрессионизма, живописец, график и скульптор — Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir). Ренуар первым из художников импрессионистов получил широкую популярность у богатых парижан, и прославился прежде всего как портретист, не лишенный сентиментальности.
в 1862 году Пьер Огюст Ренуар поступил в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра, где и знакомится с будущим костяком группы импрессионистов: Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем, Клодом Моне. Тогда же и становится другом Сезанна и Писсарро.
В начале своей карьеры художника Пьер Огюст Ренуар находился под влиянием Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. Но в 1864 году мастерская Глейра была закрыта и обучение пришлось прекратить. Ренуар начал создавать свои первые картины и вскоре публика увидела в Салоне картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Картину приняли хорошо, но когда она вернулась Ренуар её уничтожил.
В те годы Ренуар избрал для своего творчества жанры, которым не изменял до конца жизни, и в 1872 году Ренуар с друзьями создаёт «Анонимное кооперативное товарищество». Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 г, где художник представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили название «импрессионисты»(от impression — впечатление).
Термин «импрессионизм» возник с лёгкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant). Изначально этот термин носил пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой, как тогда казалось «небрежной» манере.
Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои основные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнажённая» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1876/1877).
Вскоре Ренуар перестает участвовать в коллективных выставках импрессионистов, и сосредотачивается на продвижении своих работ в Салонах. В 1879 году он выставляет в Салон «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добивается всеобщего признания и финансовой независимости. В последующие годы художник продолжил создавать знаменитые картины: «Площадь Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) — фото превью этой публикации JuicyWorld.org ), «На террасе» (1881).
Последующий период в творчестве художника принято искусствоведами называть Энгровский период (источником вдохновения для Ренуара в это время с 1883 1890 гг был Энгр). Хотя сам Ренуар именовал этот период «кислым». В этот период он побывал в Алжире, а оттуда отправился в Италию, где познакомился с работами классиков Возрождения. Это более близкое знакомство серьезно повлияло на художественный вкус художника.
Renoir написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие картины полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть холоднее и сдержанней.
В 1892 году открылась большая выставка картин Ренуара, организованная французским коллекционером, поклонником импрессиониста и меценатом Дюран-Руэль. Выставка имела большой успех. Признание пришло и от государственных мужей, а картину «Девушка за фортепьяно» (1892) приобрел Люксембургский музей.
Вскоре искусство Ренуара произошли новые перемены. Ренуар побывал в Испании, ге познакомился с картинами Диего Веласкеса и Гойи. В том числе и после этого знакомства в живописной манере художника стала появляться переливчатость цвета,. Поэтому, этот период иногда именуют «перламутровым». В этот период художник создал такие картины, как: «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). В это время он совершил путешествие в Нидерланды, где осматривал полотна Вермеера и Рембрандта.
Но, художник не останавливался и вскоре, примерно в 1903 году «перламутровый» период уступил место «красному», получившему такое названному из-за предпочтения Ренуаром оттенкам красноватых и розовых цветов. Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919).
После приступа паралича, произошедшего в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. В последние годы жизни Ренуар заслужил всеобщее признание и славу. В 1917 году, когда его картина «Зонтики» была выставлена в Лондонской Национальной галерее, сотни художников и любителей живописи присылали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Эта работа Ренуара выставлялась также в Париже, в Лувре. Чтобы ее увидеть, в августе 1919 года, Ренуар в последний раз отправился в Париж.
2 декабря 1919 г. на 79 году жизни от воспаления легких художник скончался в Кань-сюр-Мере. Пьер Огюст Ренуар был похоронен в Эссуа.