Художественная резьба по листьям (leaf carving)
Резьба по листьям (leaf carving) это тонкая обрезка листьев для создания картины или пейзажа. Существует несколько способов резьбы листьев. Первый, включает в себя резьбу которую выполняет художник с помощью инструментов, разрезая поверхность, но аккуратно, не удаляя листовую пластинку («вену листа»). Эта работа по–настоящему ювелирная. В этом методе (метод Huag Tai Sheng) листья не прорезаются насквозь. При создании изображения срезается лишь часть поверхности листа, при этом остаётся тончайший, почти невидимый полупрозрачный слой. Второй способ, по методу Лоренцо Дюран — метод naturayarte (метод гусеницы), создан чуть позже, в Мексике допускает частичное срезание и листовой пластины.
Позже эти методы дорабатывались, в том числе и мастерами из Европы. Об этих способах резьбы по листьям и их основателях (метод Huag Tai Sheng и Lorenzo Duran) будет рассказано в этой публикации JuicyWorld.org
Популярность резьба по листьям приобрела относительно недавно, в 1994 г., когда, художник из Китая Huag Tai Sheng показал свою работу и попал в Книгу рекордов Гиннеса. Наверное не случайно что этот новый вид искусства возник в Китае. Специалисты считают что он связан с более древнем искусством бумажного вырезания «цзяньчжи» и «kirigami» (кири — резанный, ками — бумага).
Если учитывать как долго человечество занималось вообще искусством, как видом своей деятельности, и как долго те же деревья были неотъемлемой частью для человека, становится удивительным, почему никто не додумался до этого раньше?
Возможно листья были очень сложным и недолговечным материалом, с которым никто не желал, да и не понимал как работать. Тем более была более простая для использования бумага и «цзяньчжи». Но, появился Huag Tai Sheng и появился его метод (секреты которого он полностью не раскрывает). Что известно? Мастер использует для своих работ дерево платан (чинар). Листья дерева похожи на клён. (Платан восточный (лат. Platanus orientalis) — часто называют чинар, чинара). Это дерево до 30 м., имеет большую крону и долговечно, вид рода Платан (Platanus).
На многих сайтах пишущих на эту тему сообщается что дерево произрастает только в Азии, что в корне неверно. В природе ареал вида охватывает Италию, Балканский полуостров (Албания, Греция), острова Эгейского моря, юг и запад Малой Азии (Турция), восточное побережье Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль), острова Кипр и Крит. Также растет и в Индии, Китае и Пакистане.
В наше время уже сложно твёрдо сказать где находится родина чинара, а где его высадили люди. Листья и кора дерева использовались и раньше: из веток и корней делали тканевая краска, а древесина (называемая lacewood), используется для создания фигурной мебели для помещений.
Как говорилось выше, в этой публикации JuicyWorld.org, в методе Huag Tai Sheng листья не прорезают насквозь, срезается лишь часть поверхности листа, и остаётся тонкий, почти невидимый полупрозрачный слой. Почему используются именно эти лисья? Скорее всего потому что листья чинара (платана) более плотные, кожистые, как будто слоеные.
Работа по созданию (вырезанию) изображения проходит в несколько этапов. Листья осенью тщательно отбирают (чтоб не было дефектов). Далее лист сушат (иногда и под солнцем, но крайне аккуратно) под прессом примерно 9-10 месяцев . Затем листья опускают в кипящую воду, чтобы убить бактерии и сделать мягкими. После опускания лист еще раз очищают. Только после этого начинается сама резьба. Когда изображение «вырезано», лист ещё раз просушивают.
Поскольку резьба по листьям производится только по верхнему слою листа, и остаётся целым сам каркас листа состоящий из «сеточки» и жилок, то создаётся необыкновенное, невесомое изображение, которое как бы держится на этой прозрачной и тонкой сетке удерживаемой стебельком листа. Поэтому ювелирность работы имеет и художественную ценность
В этом видеоролике мастер резьбы по листьям рассказывает об этом искусстве
Второй метод резьбы по листьям создал Лоренцо Дюран (Lorenzo Duran), который по его словам, тщательно изучал kirigami (китайская техника резьбы по бумаге) и scherenschnitte (немецкая и швейцарская и техника резания бумаги, которой свойственны сокращенные симметрические мотивы). Но, Лоренцо Дюран к в качестве инструмента использует не ножницы, а тонкий нож или скальпель.
Свой метод он называет naturayarte. Изучив технику резьбы по бумаге к нему пришла мысль «А почему бы не попробовать резьбу на листьях деревьев?». Он вспомнил как видел гусениц, которые поедают листья и создаются рисунки на листьях. Креативному художнику оставалось лишь додумать детали и создать рисунок который он захочет вырезать на листе. Первый свой лист он вырезал в 2008г.
Разумеется и его метод требует предварительной подготовки листьев и они похожи на метод Huag Tai Sheng. Но, Лоренцо использует для своих работ лисья и других пород дерева. А в качестве пресса использует глубину (а точнее «20 000 лье под водой» — как у Жюля Верна любимой книги Лоренцо)
Далее Лоренцо Дюран создает набросок будущего узора, после чего накладывает полученный рисунок на лист и приступает к завершающему этапу используя метод трафарета. Размер листьев разный, так как нет двух одинаковых листьев, но в среднем Lorenzo Duran использует листья размером от 22 до 32 см. Вырезание происходит при помощи небольшого ножика или скальпеля. На завершающем этапе с помощью лупы он наносит окончательные штрихи. После идёт специальная обработки листа, с образованием естественного постоянного пигмента, благодаря этому цвет остается устойчивым к коррозии. Также эта обработка помогает листьям иметь долговечность больше чем у толстой бумаги.