Эль Греко (El Greco (Доминикос Теотокопулос) — художник (+165 фото)
Эль Греко (El Greco (Доминикос Теотокопулос) — великолепный художник творчество которого опередило время, и было в забвении в течение последних трехсот лет. Объяснение этому критики находят в том, что творчество Эль Греко сильно отличалось от магистрального направления присущего для западноевропейской живописи XVI в. Только в XX веке творчество El Greco было понято и по заслугам оценено, и заняло своё подобающее место в истории искусства и художественной культуры.
Эль Греко был не только живописцем, но и скульптором, и архитектором эпохи Испанского Ренессанса. Экспрессионистский и драматичный стиль Эль Греко был предтечей экспрессионизма и кубизма, а его личность и творчество стали источником вдохновения для поэтов и писателей, таких как Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. Современными учёные характеризуют Эль Греко как художника настолько индивидуального, что он не принадлежит ни к одной традиционной школе..
Эль Греко известен и удлинёнными фигурами и своей фантасмагоричной палитрой красок, которые по мнению современных ученых имеют и объединяют византийскую традицию и западную школу живописи. В своих работах Эль Греко отбросил критерии классицизма — меру и пропорции, и считал, что благодать является высшим предметом поиска искусства, но художник достигает благодати только тогда, когда ему удаётся решать самые сложные проблемы с очевидной лёгкостью.
«Полагаю передачу цвета главнейшей трудностью искусства.» Эль Греко, из собственных записок
Эль Греко считал цвет важнейшим и наиболее неуправляемым элементом живописи и заявлял о первенстве цвета перед формой. Историк искусства Макс Дворжак, связал первым творчество Эль Греко с маньеризмом и антинатурализмом.
Современные исследователи характеризуют воззрения Эль Греко, как «типично маньеристские» и считают их источником неоплатонизм Ренессанса. Джонатан Браун полагал, что Эль Греко создавал утончённую форму искусства,
В своих поздних работах Эль Греко демонстрировал характерную тенденцию драматизировать, а не описывать, и как считает Пачеко «беспокойность, неистовость и иногда кажущаяся небрежность манеры Эль Греко были связаны с обдуманными усилиями достичь свободы стиля».
Приверженность Эль Греко исключительно к длинным и тонким фигурам, а также к удлинённым композициям, служившая и его целям выражения и эстетическим принципам, привела к тому, что он перестал учитывать законы природы и ещё больше удлинял композиции, особенно если они были предназначены для украшения алтаря.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней. Так, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46 см, «чтобы форма была совершенной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Существенным новшеством поздних работ Эль Греко стало переплетение формы и пространства, развитые взаимоотношения между двумя составляющими живописной поверхности. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо
Важной особенностью зрелого стиля Эль Греко было использование света, и как отмечает Джонатан Браун, «кажется, что каждая фигура содержит собственный свет внутри либо отражает свет от незримого источника». Учёные Фернандо Мариас и Агустин Бустаманте Гарсиа, расшифровывавшие рукописные заметки Эль Греко, связывают силу, придаваемую свету художником, с идеями, лежащими в основе христианского неоплатонизма.
Без сомнения на творчество Эль Греко повлияло и его жительство в Толедо. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации».
Эль Греко также был превосходным портретистом, способным не только запечатлеть черты лица, но и передать его характер, его переживания и его внутренний мир. И хотя портреты Эль Греко не так многочисленны, как картины на религиозные темы, но не уступают им по уровню. Уэтей замечает, что «с помощью простых средств художник создал запоминающиеся образы, что помещает его на высочайшее место среди портретистов, вместе с Тицианом и Рембрандтом».
С начала XX века учёные спорят о византийских корнях стиля Эль Греко. Некоторые историки искусства настаивают, что истоки творчества Эль Греко полностью лежат в византийских традициях и его наиболее характерные особенности прямо проистекают из искусства его предков, тогда как другие считают, что византийский стиль никак не связан с творчеством художника.
Обнаруженная «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинная и подписанная работа Эль Греко из критского периода (до 1566 г.), а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали переоценке этих теорий. Несмотря на следование византийской иконописной традиции, некоторые аспекты стиля указывают на венецианское влияние, и композиция объединяет доктрины православного Успения Богородицы и католического Вознесения Девы Марии.
В заметных научных работах второй половины XX века, посвящённых Эль Греко, была проведена переоценка многих интерпретаций его творчества, а также его предполагаемого византийства. Основываясь на собственных заметках Эль Греко, его уникальном стиле и использовании греческих букв в подписи, некоторые историки искусств указывают на неразрывную органичную связь между византийской традицией и творчеством Эль Греко
Эль Греко (El Greco (Доминикос Теотокопулос). Биография
Доминикос Теотокопулос, более известный как Эль Греко (El Greco — буквально «Грек» — прозвище отражает его греческое происхождение и испанское подданство), родился в 1541 г. в городе Кандия (ныне Ираклион), остров Крит, находящегося в то время под властью Венецианской республики. Он был из зажиточной семье, вероятно, изгнанной из Ханьи в Кандию после восстания против Венеции между 1526 и 1528 годами. Отец Эль Греко, Георгиос Теотокопулос (ум. 1556), был торговцем и сборщиком податей. О матери художника, так же гречанке, ничего не известно. Старший брат Эль Греко, Мануссос Теотокопулос (1531-13 декабря 1604) был богатым торговцем и провёл последние годы жизни (1603—1604) в толедском доме Эль Греко.
В юности Доминикос Теотокопулос изучал иконопись, что во многом повлияло на особенности его творчества, в т.ч. и на технику письма. Доминикос Теотокопулос применял многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок, что позволяло создавать картины, сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в музейных залах при плохим освещением.
В 1566 г. Доминикос Теотокопулос переезжает в Венецию, где учится у Тициана, манера позднего письма которого, также сильно повлияло на творчество Эль Греко. Это видно по его ранним работам, свободным мазком и колоритом. А композиционные построения, в особенности архитектурные перспективы позволяют предположить влияние Тинторетто.
Годы, которые провёл молодой живописец в Венеции, были годами серьезного ученичества. Тогда Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма» (подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин»), и «Исцеление слепого».
В 1570 г. Эль Греко переезжает в Рим, где открывает мастерскую и выполняет серию работ. Во время пребывания в Италии Эль Греко обогатил свой стиль элементами маньеризма и Итальянского Ренессанса. В Риме у Эль Греко складывалась всё благополучно. Он пользовался покровительством кардинала Алессандро Фарнезе, был известен как живописец и получал много заказов, настолько, что взял себе в помощники ученика.
Уже тогда он считал себя талантливым настолько, что как-то раз публично заявил, что если сбить знаменитую фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле, то он напишет более целомудренную и подходящую, при этом не уступая в мастерстве. «Возможно, это заявление, сочтенное римскими художественными кругами оскорбительным, послужил одним из поводов к тому, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Зеничев).
Очевидно, что данная самоуверенность художника, была плодом его глубинных вкусовых пристрастий. Не воспринимая манеру римско-флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку, Эль Греко считал их работы «раскрашенной скульптурой». Наследник традиций византийской школы, был изначально ориентирован на особое внимание к свету и цвету, но позже оказался под сильнейшим воздействием работ Тициана, Веронезе, Тинторетто, Бассано.
Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Исследователи его творчества считают, что некоторое время он прожил в Мадриде, но не получив должного признания при королевском дворе, летом 1577 г. он перебирается в г. Толедо.где жил и работал до самой смерти. В Толедо Эль Греко выполнил несколько крупных заказов и написал свои наиболее известные работы.
Началом послужило, то, что в то время Толедо был религиозной столицей Испании, городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределённым будущим».. В 1570-х гг. король Испании Филипп II строил монастырь-дворец Эскориал и, подыскивая мастеров для работы над внутренним убранством, столкнулся с немалыми трудностями. Тициан к тому времени уже умер, Тинторетто, Паоло Веронезе и Антонис Мор отказались ехать в Испанию, и Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, но. в 1579 г. Фернандес умер; Для Эль Греко это стало идеальным моментом получить заказ.
Уже в июле 1577 г. и художник подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора. Вскоре Эль Греко предоставил чертежи для этого проекта. Также, он должен был следить за дизайном рам, скинии и пяти статуй для украшения главного алтаря — двух Пророков и трех Добродетелей (Веры, Милосердия и Надежды). Как и рамы, эти статуи были вырезаны — со значительными изменениями — Хуаном Баутиста Монегро (ок. 1545-1621), который также отвечал за херувимов, держащих щит с сударием.
Увлечение рамами для алтарей, а также их скульптурным украшением было типичным для Эль Греко, который в Венеции научился лепить фигуры из глины и воска, чтобы изучить сложные позы.
В сентябре 1579 г. он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Эту работу Эль Греко высоко оценили и зрители и специалисты, но она вызвала протест церковников Толедо, она была им непонятна, и выполнена не в каноническом написании. Не смотря на это выполненные работы составили Эль Греко имя в Толедо.
В дополнение к большим заказам Эль Греко написал между 1576 и 1580 г. портреты, запрестольные образы и изображения популярных святых, таких как Святой Франциск, Мария Магдалина, и Святая Вероника, и свою первую обнаженную мужскую фигуру в натуральную величину — «Святой Себастьян».
Стоит заметить, что Эль Греко не собирался оставаться надолго в Толедо, так как его целью было попасть ко двору Филиппа II. Ему удалось получить два важных королевских заказа — «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Однако королю работы не понравились, и он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал. Это послужило концом всем надеждам Эль Греко на королевское покровительство.
Причины недовольства короля неизвестны. Некоторые учёные полагают, что Филипп не одобрил изображение современников в религиозном сюжете, другие полагают, что работы Эль Греко нарушили основное правило Контрреформации о главенстве содержания изображения над стилем[. Филипп проявлял пристальный интерес к выполнению своих художественных заказов и обладал взыскательным вкусом; давно ожидаемое распятие работы Бенвенуто Челлини также не удовлетворило короля и было отправлено в менее заметное место.
«За свою жизнь Эль Греко написал большое количество картин, среди них немало превосходных. Но в его творчестве существует пять-шесть полотен, которые можно назвать великими. К числу шедевров первым по времени принадлежит «Эсполио» (1577–1579)
Картина держит ось большого архитектурного пространства, господствует в нем и неудержимо влечет к себе. Сила воздействия достигается, прежде всего, необычайной интенсивностью и красотой колорита. Огромное пятно винно-красной одежды Христа, пламенеющей через весь зал сакристии, – это эмоциональный и образный ключ всей композиции. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана.
Но в «Эсполио» цвет хитона, густой, яркий и удивительно благородный, словно сохраняет в себе горячий ток крови. Возможно, он символизирует цвет самой жизни. Не случайно здесь запечатлен, согласно евангельской легенде, момент, когда перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова «espoliar» – грабить».
В 1578 г. от возлюбленной – красавицы и аристократки Херонимы де Куэвас, у Эль Греко родился сын Хорхе Мануэль. Эль Греко страстно любил сына и писал его при всякой возможности. Он признал его своим ребенком с момента рождения, и Хорхе Мануэль носил его фамилию. В городе, где церковь была всесильна, художник осмелился иметь незаконную жену и ребенка, родившегося вне брака.
В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св. Маврикия». Изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными, что это произведение вызвало резкое недовольство короля Филиппа II и его окружения.
Фра Хосе де Сигуэнса писал: «Здесь находится картина, изображающая святого Маврикия и его воинов, написанная рукою Доменико Греко, который живет теперь в Толедо и создает превосходные произведения. Она была написана для алтаря этого святого, но картиной остался очень недоволен его величество, что, однако, неудивительно, потому что немного найдется таких людей, которым бы она нравилась, хотя и говорят, что написана она искусно и что автор ее много знает и показал себя в вещах, им созданных, прекрасным мастером». Но, далее Сигуэнса пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения».
Помимо основных алтарных образов, Эль Греко активно писал и торговал религиозными изображениями, и хотя эти работы редко задокументированы, они позволяли художнику хорошо зарабатывать и производились им в его мастерской в внушительных количествах.
Предполагают, что у него был своего рода чемоданчик с образцами, который можно было показать потенциальным покупателям, которые выбирали из уменьшенных версий, хранившихся в личных комнатах Эль Греко.
Причиной популярности религиозных картин Эль Греко очевидна: они блестяще выполнены, а также передают благочестие и эмоции духовности Контрреформации. Примеры таких картин Святой Петр в покаянии и Мария Магдалина в покаянии.
Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо. Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4,8×3,6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса.
«На похоронах графа, пожертвовавшего церкви большие средства, в 1312 году, согласно легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан. Композиция резко делится на две части. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца.
Эль Греко последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. В нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета, в верхнем набор цветов гораздо многообразнее. Земное пространство представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов, небесное же раскрывается в неизмеримой глубине, населенной огромным количеством святых, праведников и ангелов. Фигуры земного мира статичны, их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. В земной зоне статична вся композиция, небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, подчеркнутым заметным перепадом масштаба.
Также вызывает интерес в этой картине и как представлено изображение толедской знати: благородные, умные лица с тонкими чертами сочетают спокойное достоинство аристократа с духовной жизни. Лица почти всех изображенных это скрытые портреты современников Эль Греко. Действительно, каждый человек индивидуален, но, пожалуй, еще важнее то, что их объединяет: вера, благородство, напряженные духовные поиски».
После создания картины «Погребения графа Оргаса» Эль Греко начал создавать свои собственные образы различных святых, таких как святой Людовик или святой Франциск. Он написал пары святых 1590-х годов: такими примерами являются созданные им картины святые Петр и Павел, а также святые Андрей и Франциск. (эти картины также представлены в этой публикации juicyworld.org — см.далее). В этот же период был выполнен Главный алтарь приходской церкви Талавера-ла-Вьеха в Толедо.
В 1590-х г. в творчестве Эль Греко главной темой становится страдания Христа. Также заметно возросло влияние на художника испанской мистики. В эти годы он живет во дворце маркиза де Вильена. Эль Греко любит красоту и роскошь. Имеет богатую библиотеку, которую собирал всю жизнь. По свидетельству современников, Эль Греко был с острым язвительным умом и разносторонне образованным человеком,. В его доме гостили ученые, поэты и философы.
В 1596–1600 годах художник пишет большое полотно «Крещение Христа». «Картина «Крещение Христа»… создает у зрителя впечатление ослепительных, проникнутых настроением просветленной радости видений, – пишет Т.П. Каптерева. – Изображение развертывается ввысь, пропорции фигур удлинены, все охвачено сильным движением, событие происходит в фантастической потусторонней среде, где стерты грани между земным и небесным…
Эль Греко стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам Х. Камона Аснара, не оставляет «паузы для отдыха». Красочная поверхность холста, пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним трепетом, становится своего рода самостоятельной одухотворенной материей».
В 1590-х 1600 гг. художник создал огромные алтарные ансамбли для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), композиции «Святое семейство» (1590–1595), а также для Колледж Богоматери Воплощения (Colegio de Nuestra Señora de la Encarnacion) в Мадриде (1596–1605).
Эту августинскую семинарию в Мадриде начали строить в 1581 г., и Эль Греко, получил заказ на главный запрестольный образ. Соглашение между художником и Советом Кастилии было подписано в декабре 1596 г. и требовало, чтобы Эль Греко доставил запрестольный образ (включая столярные изделия, скульптуры и позолоту) к Рождеству 1599 г. В итоге запрестольный образ был завершен в июле 1600 г.
Алтарь Доньи Марии де Арагон был самым важным заказом, полученным Эль Греко, за который он получил чуть меньше 6000 дукатов, больше, чем он зарабатывал за любую другую работу. Именно тогда создавая работу он впервые в полной мере осознал черты своего позднего, «мистического» стиля — вытянутые формы, мерцающие световые эффекты, цветовые сочетания, граничащие с диссонансом (медно-смолисто-зеленый, розово-пурпурный, золотисто-желтый и синий) и акцент на экстатических жестах и выражениях.
Этот алтарь был демонтирован в 1810 г. после подавления Жозефом Бонапартом религиозных орденов в Испании. Подробного описания алтаря не сохранилось, но согласно документу 1814 г. он состоял из семи картин и шести скульптур. В последние годы было много споров по поводу первоначального вида запрестольного образа, но все согласны с тем, что сегодня осталось пять картин в Прадо: «Воскресение», «Распятие», «Пятидесятница», «Крещение Христа» и «Благовещение», и «Поклонение пастухов» в Бухаресте. Седьмая картина считается утерянной. Предполагают что это была «Коронация Богородицы».
В 1597-99 гг Эль Греко создает свой необыкновенный пейзаж «Вид Толедо», который считается одним из самых ранних самостоятельных пейзажей в западном искусстве и одним из самых драматичных и индивидуальных пейзажей, когда-либо написанных.
9 ноября 1597 г. Эль Греко подписал контракт на выполнение серии картин для недавно построенной Капильи-де-Сан-Хосе (Часовня Святого Иосифа) в Толедо. В контракте указывалось, что Эль Греко должен был сам расписать запрестольные образы, а также разработать и позолотить рамы. Центральным элементом декоративной схемы должна была стать картина «Святой Иосиф и Младенец Христос» с «Коронацией Богородицы» над ней. Эти две картины, установленные на алтаре в палладианском стиле, созданном Эль Греко (окружение было изменено барочными дополнениями в 1665 г.).
Эль Греко также было поручено расписать два боковых запрестольных образа. Святой Мартин и Нищий висели с левой стороны главного алтаря, а Богородица с младенцем со святыми Мартиной и Агнесс была помещена прямо напротив, с правой стороны алтаря, где они оставались до тех пор, пока не были проданы. В 1906 г. американскому коллекционеру Питеру А. Б. Уайденеру. Две скульптуры Давида и Соломона, расположенные по обе стороны от главного алтаря, возможно, также были созданы Эль Греко. В договоре для завершения был назначен август 1598 г., но отделка была завершена в конце 1599 г.
Этот заказ был одним из самых важных. Задуманный в гораздо меньшем масштабе, чем работы над Санто-Доминго, он демонстрирует способность художника выполнять живописные схемы, соответствующие вкусу и религиозным устремлениям своих покровителей. Визуальная гармония часовни и сложная религиозная иконография послужили прототипом для более поздних заказов, таких как церковь Госпиталя дела Каридад в Ильескасе в 1603-05 годах и часовня Обалье в приходской церкви Сан-Висенте в 1607 г..
Эль Греко знаменит и созданными им портретами аристократов, писателей, врачей, ученых, которые составили галерею выдающихся современников художника. «В портретах Эль Греко следовал испанской традиции – строгие, сдержанные лица остро индивидуальны и вместе с тем подчинены общей идее – выражению благородства и возвышенности, — писал Л.Л. Каганэ. – Но если в придворном портрете художники руководствовались принципом воплощения величия социального, то здесь, наоборот, превозносятся душевные качества людей…
В 1600 года Эль Греко пишет «Мужской портрет» (предполагаемый автопортрет), прекрасный и особенно убедительный портрет, движущийся портрет своего друга Антонио де Коваррубиаса.
Повышенная эмоциональность отличает также изображения официальных лиц, которые приходилось писать художнику. Она особенно ощутима в портрете великого инквизитора Ниньо де Гевара (ок. 1600 г.). Быстрый, проницательный, тяжелый взгляд из-под очков, рука, сжавшая кресло, выдают нервное напряжение кардинала. Разлетающаяся одежда, силуэт которой рисуется отдельными острыми углами, стремительность живописного мазка, контрасты холодного красного и белого цвета вносят в картину ощущение тревоги». Портрет Великого инквизитора, стал синонимом не только с Эль Греко, но и с Испанией и испанской инквизицией.
Эль Греко и его мастерская продолжали создавать религиозные изображения в 1600-х г. Очевидно, что художник не мог изобретать новые образы для каждого нового заказа, и поэтому, он повторял свои работы. К примеру, такими работами являются «Агония в саду», «Христос, несущий крест», изображение святого Франциска и кающегося святого Петра и др.
В 1603 г. Эль Греко получил заказ на новый запрестольный образ для больницы де ла Каридад в Ильескасе, в который входило украшение всей часовни, в т.ч. дизайн ретабло, скульптуры, и картины Мадонны Милосердия, Коронации Богородицы, Благовещения и Рождества. Контракт предусматривал, что заказ должен быть выполнен к 31 августа 1604 г,. но, работа была завершена к 4 августа 1605 г. А по поводу цены начался судебный процесс, закончившийся компромиссом в марте 1607 г.
В последние годы своей жизни Эль Греко создал одни из лучших портретов: «Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино» блестяще передающий интеллигентность, харизму и утонченную натуру Паравичино. а также великолепный портрет Херонимо де Севальоса.
Как пишет Т.П. Каптерева: «В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. Одна из линий связана с темой мистического экстаза («Пир у Симона Фарисея»), ликующего небесного полета в вихре света и цвета («Вознесение Марии», 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур («Встреча Марии с Елизаветой», 1610–1614).
Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в «Молении о чаше» (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в «Лаокооне» — единственной картине Эль Греко написанной на мифологический сюжет (1610–1614).
В последние годы своей жизни Эль Греко написал несколько работ, в которых Христос и апостолы предстают как отдельные образы (Apostolados). Некоторые из этих работ художник писал в соавторстве, но нет сомнений в том, что Эль Греко сохранил до самого конца жизни абсолютное мастерство в своём искусстве, столь заметное в превосходной серии в Музее де Франс. Эль Греко в Толедо. Другие (неполные) серии находятся в Толедском соборе, в Овьедо и в Прадо.
Группа из тринадцати картин Эль Греко (представлена в этой публикации juicyworld.org — см. ниже) была задумана как единое целое: Христос смотрит прямо на зрителя, шесть апостолов поворачиваются вправо и шесть влево. Выразительная, фрагментарная манера письма натолкнула некоторых на мысль, что серия осталась незавершенной после смерти Эль Греко.
Апостолы (от греческого apostolos, посланник) — это двенадцать учеников Христа посланных христианизировать другие страны. В списках, приведенных в Новом Завете, первыми всегда названы самые ранние ученики — Петр (Симон Петр), Андрей, Иаков Старший (или Великий) и Иоанн. Далее вторая группа из четырех человек: Филипп, Варфоломей, Матфей и Фома. После идут Иаков Меньший, Иуда (или Фаддей). Симон Кананит и Иуда Искариот. Петр всегда занимает первое место, а Иуда — последнее; последнего после предательства заменил Матиас. Однако во всех «Апостоладосах» Эль Греко вместо Иуды выбран апостол Павел. Хотя Павел и не был одним из первоначальных двенадцати, которых Христос выбрал в качестве своих ближайших последователей, он стал «апостолом язычников» после своего драматического обращения по дороге в Дамаск.
Теме «апокалипсиса» посвящена самая необычная и смелая картина «Снятие пятой печати» (1610–1611) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи».
Толедо стал для художника второй родиной. Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет панорамное изображение – «Вид и план Толедо», или «Толедо в грозу». Великолепны и его последние работы, такие как «Вознесение Марии» (1613) и «Христос в агонии на кресте».
Одна из самых необычных картин художника, его светский шедевр — картина «Лаокоон с видом на Толедо на заднем плане». Это произведение отличается большим композиционным динамизмом и живописной виртуозностью. Его можно рассматривать как подведение итогов долгого путешествия Эль Греко по Средиземноморью.
Существует легенда, согласно которой Толедо был основан двумя пришельцами из восточного Средиземноморья, троянцами Телемоном и Брутом. Считается что эта легенда очень понравилась Эль Греко.
Одним из последних заказов выполненных Эль Греко были работы для часовни в приходской церкви Сан-Висенте в Толедо. Вначале работы по украшению часовни выполнялись художником Алессандро Семини, но, он умер в 1607 г., сделав лишь некоторые фрески. Эль Греко после подписания контракта, взялся за проект, внеся альтернативные предложения, в т.ч. сделать выше алтарь, заменить фрески картинами маслом на холсте и разместить в рамке сцены «Посещения» на потолке.
Соглашение о работах подписали 11 декабря 1607 г., и художник должен был закончить работу в течение восьми месяцев, но 13 августа 1608 г. живописец заявил что картина не закончена. Только 17 апреля 1613 г. он заявил, что все работы завершены, и запросил оценку,. Только в марте 1615 г., после смерти Эль Греко, его сын Хорхе Мануэль смог заявить, что «алтарь и остальная часть работы часовни св. Изабель де Обаль, которую мой отец должен был сделать по контракту, закончена, и указанный алтарь на месте». Центральным элементом над алтарем была картина «Дева Непорочного Зачатия», а также в заказ могли входить картины Святого Петра и Святого Ильдефонсо.
В 1608 г. Эль Греко получил заказ на роспись трех алтарей для церкви госпиталя Тавера. Из этого проекта запрестольных образов сохранились три картины: Благовещение (Colección Santander Central Hispano, Мадрид, верхняя часть, была вырезана и находится в Национальной галерее, Афины), Крещение (установлено на боковом алтаре в церкви) и «Открытие пятой печати» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Этот заказ был последним крупномасштабным проектом Эль Греко, и он не дожил до его завершения: в описи 1614 г. описаны компоненты — «картины, предназначенные для начала госпиталя», «деревянные рамы, запрестольные образы, алтарный образ для главного алтаря без колонн, тимпанов и скульптур». Сын Эль Греко Хорхе Мануэль продолжал работать над запрестольными образами, и к 1621 году рамы были подготовлены к позолоте, а рамы главного запрестольного образа были закончены.
Хорхе завершил «Крещение» для главного алтаря, но не закончил росписи для боковых алтарей, которые остались только в набросках, и испортил главные фигуры Крещения. К счастью, «Снятие пятой печати» осталось в том виде, в каком его оставил Эль Греко.
Также, в описи имущества после смерти Эль Греко числилось сто пятьдесят рисунков, но, до наших дней дошло их мало. Известно, что Эль Греко считал рисование делом принципиально важным для художника. Он использовал рисунки, чтобы опробовать позы и проверить динамику своих объектов, чтобы достичь визуальной гармонии с другими элементами гораздо большей композиции.
В заключении этой публикации juicyworld.org надо сказать, что деятельность Эль Греко как скульптора была незначительной по сравнению с его живописью. Художник изготавливал небольшие модели из глины, гипса и воска, которые использовал в качестве эскизов фигур на своих картинах (по всей видимости он мог наблюдать за такой практикой в мастерской Тинторетто). Посмотреть примеры таких работ можно во второй части публикации об Эль Греко
Эль Греко также изготовил модели для некоторых резных изображений на своих алтарях, над которыми должны были работать профессиональные скульпторы: контракт на алтарь Санто-Доминго-эль-Антигуо требовал, чтобы он сделал модели для двух деревянных фигур Пророка и трех Добродетелей, которые должны были быть вырезаны профессиональными скульпторами Хуан Батиста Монегро.
Кроме того, он сам создал несколько законченных скульптур, в частности, Рельеф Возложения ризы на Святого Ильдефонсо (Ризня собора Толедо), Воскресший Христос из скинии больницы Тавера и две маленькие фигурки Эпиметея и Пандоры — в заключении этой публикации также будут представлены несколько работ (скульптур) Эль Греко.
Стоит заметить, что в последние 30 лет жизни у Эль Греко было огромное количество заказчиков, и много денег, но художник отличался расточительностью и промотал все заработанное… Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. Смерть наступила 7 апреля 1614 г.
Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать». Но вскоре после смерти Эль Греко был забыт … Таков удел великих.
Эль Греко (El Greco (Доминикос Теотокопулос). Работы созданные в последние годы жизни (1610-1614)
(Св. Апостолы и Иисус)
Эль Греко (El Greco (Доминикос Теотокопулос)/ Картина на превью этой публикации juicyworld.org