Карлтон Уоткинс (Carleton Watkins) – знаменитый фотограф
Карлтон Уоткинс (Carleton Watkins) – знаменитый американский фотограф пейзажист XIX в. Любимым предметом съемки была Долина Йосемити. Фотографии этой долины, сделанные Карлтоном Уоткинсом, значительно повлияли на решение Конгресса США сохранить Йосемити как национальный парк.
Говорили, что сенатор Джон Коннесс приносил фотографии Уоткинса в Конгресс США, где их видел и президент Авраам Линкольн, что побудило его подписать в 1864 г. Йосемитский грант — законопроект, объявивший долину Йосемити неприкосновенной. Законопроект проложил путь к созданию в 1872 г. Йеллоустонского национального парка и всей системы национальных парков США. Одна из многих гор Йосемити получила название Уоткинс в честь участия Уоткинса в сохранении долины Йосемити.
Закон 1864 года, подписанный Линкольном, часто рассматривается как начало защиты окружающей среды в американской политике, и работы Уоткинса представляют собой важную часть этого процесса, так как оказали огромное влияние в дело сохранения Йосемити и начало создания системы национальных парков. Фотографии Уоткинса запечатлевали природу так, что это привлекало внимание американцев. Он создавал возвышенные образы дикой природы, нетронутых человеком пейзажей. Эти изображения стали иконами, которые помогали продвигать идеалы защиты окружающей среды
Карлтон Уоткинс. Биография
Карлтон Э. Уоткинс родился 11 ноября 1829 г. в Онеонте, штат Нью-Йорк, США, в семье плотника Джона Уоткинса и его жены Джулии, трактирщицы. Впоследствии у них родились ещё семеро детей. Отец будущего фотографа был охотником и рыбаком, пел в клубном хоре и в хоре пресвитерианской церкви. Второе имя Карлтон Э. Уоткинс является предметом споров: одни источники считают что это имя Юджин (Eugene), а другие — Эммонсом (Emmons).
В 1851 г. Carleton Watkins и его друг детства Коллис Хантингтон переехали в Сан-Франциско в надежде найти золото. Как золотодобытчики они не преуспели, но, оба добились успеха в другом: Уоткинс прославился своим талантом фотографа, а Хантингтон стал одним из «Большой четвёрки» — владельцев Центрально-Тихоокеанской железной дороги. Позже это пригодилось Карлтон Уоткинсу.
Первые два года в Сан-Франциско Карлтон Уоткинс не занимался фотографией, а работал на своего друга Хантингтона, поставляя материалы для горнодобывающих предприятий. Затем он стал продавцом в книжном магазине Джорджа Мюррея недалеко от студии Роберта Х. Вэнса, известного дагеротиписта. Вскоре Вэнс, зная приятный характер Уоткинса, предложил ему в своё отсутствие присматривать за студией.
До работы с Вэнсом Карлтон Уоткинс ничего не знал о фотографии, и Вэнс познакомил его с основными элементами этого искусства, планируя по возвращении переснять портреты. Однако, когда Вэнс вернулся, он обнаружил, что Уоткинс, пока его не было, неплохо преуспел в фотографии и его клиенты были довольны.
К 1858 г. Carleton Watkins был готов начать собственный фотографический бизнес, после того, как выполнил множество заказов, и стал первым, кто сфотографировал водопад и ущелье Онеонта — живописные памятники природы, расположенные в долине реки Колумбия, штат Орегон. Именем Онеонта фотограф назвал их в честь своего родного города.
В июле 1861 г. Карлтон Уоткинс отправился в долину Йосемити, взяв с собой камеру-мамонт, в которой использовались стеклянные пластины размером 18×22 дюйма, и стереоскопическую камеру. Последняя была нужна для того, чтобы придать объекту глубину, а камера с пластиной-мамонт — чтобы запечатлеть больше деталей.
Карлтон Уоткинс вернулся с тридцатью пластинами-мамонт и сотней стереонегативов. Это были одни из первых фотографий Йосемити, увиденных на Востоке США. В 1864 г. Уоткинс был нанят Калифорнийской государственной геологической службой чтобы сделать фотографии Йосемити.
В 1867 г. Карлтон Уоткинс открыл свою первую публичную галерею, ставшей роскошной художественной галереей Йосемити, а также отправил свои фотографии на Всемирную выставку в Париже, где выиграл медаль.
Он показал более сотни больших видов Тихоокеанского побережья и более тысячи изображений, ставших доступными благодаря стереоскопии. Его признали как фотохудожника, но, как бизнесмен успеха не получил, и в конечном итоге потерял галерею в пользу своего кредитора Джей Джей Кука.
Карлтон Уоткинс потерял не только свою студию, но и всё, что в ней находилось. Более того после того как Кук и фотограф Исайя Табер возглавили художественную галерею Йосемити, они начали воспроизводить работы Уоткинса, не платя ему за это ничего. В XIX веке не существовало законов об авторском праве на фотографии, и Уоткинс ничего не мог сделать для борьбы с этим плагиатом.
Впоследствии он начал воссоздавать утраченные изображения, назвав это «Новой серией». Но, к 1890-х г. Уоткинс начал терять зрение, и последний заказ Уоткинс не смог завершить из-за плохого зрения и самочувствия. В 1895—1896 гг. из-за отсутствия работы он уже не мог платить за квартиру. Вместе со своей семьёй он в течение восемнадцати месяцев жил в заброшенном железнодорожном вагоне.
Большую часть своих работ Карлтон Уоткинс хранил в студии на Маркет-стрит. Эта студия была разрушена в результате землетрясения и пожара в Сан-Франциско в 1906 году. Бесчисленные фотографии, негативы и большая часть стереоскопических изображений созданных Уоткинсом безвозвратно пропали. После этой ужасной потери фотограф удалился на ранчо Капай.
Через три года после того, как Уоткинс перебрался на ранчо, он был признан недееспособным и передан на попечение своей дочери Джулии. Она ухаживала за отцом в течение года, а затем, в 1910 году, отправила его в государственную больницу для душевнобольных. После этого жена Уоткинса Фрэнсис стала называть себя вдовой. Уоткинс умер в 23 июня 1916 г., и был похоронен в безымянной могиле на территории больницы в городе Напе.