Народные промыслы

Владимир Махнюк и его «Берестяное барокко»

Владимир Махнюк создает свои работы и бересты. Многие, наверное, слышали, что еще и до XI века на Руси использовали берестяные грамоты (письма и записи на коре березы, которые и сейчас, сохраняются и являются памятниками письменности Древней Руси). У бересты удивительные свойства: она не впитывает воду, не проводит тепло, способна обеззараживать, легка, прочна и долговечна.

Берестяная чашка с горячим чаем не обжигает ни руки, ни губы. Пиво или квас в берестяном бочонке не нагреются на солнцепеке. Молоко в берестяной крынке пару суток не скиснет без холодильника. Когда-то бересту из-за этих ее особых свойств называли белым золотом.

«Была у меня мечта – рассказывает Владимир Махнюк — открыть для бересты двери столичных и мировых музеев и галерей, поставить ее рядом над серебряными и золотыми изделиями. И я ее реализовал!». Сегодня мастера знают в мире, а его берестяные изделия выставлялись не только в России, в Москве, Санкт Петербурге, Екатеринбурге, но и в Шанхае, Париже, в Саудовской Аравии и в США.

«В какой-то момент я понял, что если буду делать, как все, шкатулки, стаканы, и прочие художества и продавать по салонам, то не прожить. Нужна особая идея… Я решил делать изделия, которые можно использовать в быту, как наши предки использовали. Сначала я сделал молочную крынку, затем чайничек. В Шанхае раз в два года проводится всемирная выставка чайников. Я узнал об этой выставке, послал заявку на участие.

Они мне ответили, что береста, вообще-то, это не материал для чайников. Я чайничек упаковал, отправил посылкой. Тут же приходит письмо: «Да, мы хотим вас видеть, приезжайте». А у меня как раз была парижская выставка, я извинился, не смог приехать. Мой чайничек все равно выставили, он остался в шанхайском музее».

Владимир Махнюк не прячет секреты и написал книгу-руководство, в которой поэтапно рассказал о своей технике, с чьей-то легкой руки, получившей звучное имя «берестяное барокко». В основе изобретенной им обработки многослойный набор корпуса, эффектные объемы, резьба и теснение, использование природной фактуры материала: сучков, наростов, наплывов. В сочетании с богатой цветовой палитрой зауральской бересты (от светло-желтой и белой до красной и шоколадно-коричневой), эти приемы позволяют создать неповторимые композиции.

Декор у изделий, как правило, славянская обережная символика. Узор из трилистника — древнеславянский символ молодости, жизни, всего нового. Плетеночка – знак воды. Обережную символику мастер тщательно изучал и знает, какие метки оставляли славяне на бытовых изделиях, как обереги. «Является ли мое искусство народным, или нет – решать не мне. Я работаю с традиционным материалом, но в необычных для бересты формах».

PS: Берестяной промысел нельзя назвать только русским, кору березы использовали все народы, на чьих землях растёт это удивительное дерево. Но, только в России из бересты делают подлинные произведения искусства. В прошлые века на северных ярмарках России продавались большие полотнища бересты, их называли – скальё и использовали в строительстве, подкладывая в один–два слоя под штукатурку, сберегая строение от гниения и сохраняя тепло.

Охотники, уходя на промысел, брали с собой свернутую в рулоны бересту, и она не давала им замерзнуть зимней ночью. Из бересты делали лодки, детские колыбели. Во время полевых работ берестяная утварь сохраняла продукты и напитки свежими.

В Поморье бересту умели обрабатывать таким образом, что она приобретала свойства кожи, и из нее шили одежду, которую можно увидеть в музеях Архангельской области: пиджаки, сюртуки, сапоги.

Владимир Махнюк