Василий Суриков (Vasily Surikov) — русский живописец
Василий Иванович Суриков (Vasily Surikov) великолепный русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Многие работы Василия Ивановича стали знакомы широкой публике благодаря использованию их в качестве иллюстраций. Хотя в академических кругах Сурикова часто критиковали за «кашу» из лиц персонажей — скученность композиций, называли его полотна презрительно «парчовыми коврами». Но, было и другое мнение.
К примеру, художественное объединение «Мир искусства» наоборот в этих «пороках» увидели достоинства живописи художника. А. Н. Бенуа хвалил Сурикова, говоря, что: «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи». Многие считают, что самое ценное в Сурикове — глубокая правда. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова как магические сны мистической поэзии.
Василий Суриков родился 24 января 1848, г. Красноярск в семье казаков, поселившихся в Сибири. Отец был коллегиальным регистратором. В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим, куда и переехала вся семья. В 1859 году отец семейства умер от туберкулеза, и семья вернулась в Красноярск, где пришлось сдавать в аренду второй этаж своего дома, так как денег не хватало.
Суриков начал рисовать в раннем детстве, а первым его учителем стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске). У семьи не было денег чтобы продолжить образование Василия в гимназии, поэтому после завершения обучения в училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление, где его рисунки увидел П. Н. Замятнин. Енисейский губернатор Замятин нашёл для молодого художника мецената — владельца золотых приисков П. И. Кузнецова, который и оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств.
В декабре 1868 года Суриков прибыл из Красноярска в Санкт-Петербург, но не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником, где с 1869 по 1875 год учился у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы Василий Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряных медали. Еще учась в Академии художник получил прозвище «Композитор» за то что уделял большое внимание композиции.
Свою первую работу «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) Суриков передает своему меценату — П. И. Кузнецову. Летом 1873 года Суриков приезжает на золотые прииски Кузнецова в Хакасии.
В 1874 году Василий Иванович подарил Кузнецову и свою картину «Милосердный самаритянин», за которую получил Малую золотую медаль. Обе работы и сейчас хранятся в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова.
4 ноября 1875 года В. И. Суриков закончил Академию художеств в звании классного художника I степени и получил заказ создать для храма Христа Спасителя четыре фрески на темы Вселенских соборов. Поработав в Петербурге, художник в 1877 году переезжает в Москву, где не имея собственного жилья живёт в гостиницах и арендованных квартирах. Часто посещает и свой родной Красноярск, где проводит лето.
Живя в Москве Василий Суриков начал создавать серию исторических картин. Первая большая картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (превью этой публикации JuicyWorld.0rg), была представлена на IX выставке передвижников в 1881 году, и произвела впечатление, подобное удару грома. Одни бурно восторгались картиной, к примеру, Илья Репин, утверждал, что «она — наша гордость на выставке», другие упрекали художника за скученность композиции, за нетвердый рисунок, за темноватую живопись. Главное — картина никого не оставила равнодушным. Да и не могло быть иначе, настолько живо, ярко, сильно был передан один из драматических моментов русской истории.
В России XIX века жанр исторической живописи был очень популярен. И как правило, картины на исторические темы, строились по всем канонам классического искусства: красиво и гладко выписанные, напоминающие театрализованные постановки на исторические темы. С картиной Сурикова было иначе: грозный, беспощадный и подлинный XVII век, смотрел на зрителей с полотна. Художнику удалось достичь такой потрясающей силы выразительности, что не оставалось сомнений: «сам это видел». После этой выставке о художнике заговорили.
Хотя Суриков не брал заказы на портреты, отдыхая от крупных работ, он не редко их создавал, а в 1899—1900 годах выполнил еще и два графических портрета
Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Картина гитариста Суриковым была выполнена не случайно. Музыка оказывала большое влияние на его творчество. Василий Суриков любил оперу, увлекался музыкой и учился мастерству исполнения на гитаре у своего друга — гитариста Федора Федоровича Пелецкого. Они не редко играли пьесы для двух гитар.
После приезда из Сибири тяжело заболела жена Сурикова Елизавета Августовна. Её лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно. 8 апреля 1888 года она умерла. Для Сурикова смерть жены — тяжелейший удар. Он писал брату Александру: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить не могу». В это время Суриков сблизился с Михаилом Нестеровым, который тоже пережил смерть горячо любимой жены. Нестеров вспоминал: «…в годы наших бед, наших тяжких потерь, повторяю, душевная близость с Суриковым была подлинная, может быть, необходимая для обоих… После тяжелой, мучительной ночи вставал рано и шел к ранней обедне… Он пламенно молился о покойной своей подруге, страстно, почти исступленно бился о плиты церковные горячим лбом… Затем в вьюгу и мороз, в осеннем пальто бежал на Ваганьково, и там, на могиле, плача горькими слезами, взывал, молил покойницу — о чем?.. Кто знал, о чем тосковала душа его?»
После смерти жены художник вернулся вместе с дочерьми, на два года в Красноярск. Там он создал свою самую беззаботную картину, «Захват снежного городка». Позже он сделал наброски для одной из своих самых знаковых работ — «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» «(в котором, как считается, участвовали и некоторые предки художника).
Эти великолепные работы и принесли Василию Сурикову полноправное членство в Императорской Академии. В 1897 году он посетил Швейцарию и создал работу «Переход Суворова через Альпы», которая была куплена царем Николаем II.
В 1910 году Суриков вместе с художником П. П. Кончаловским (муж дочери Ольги) посещает Испанию. По инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва в 1910 году открылась рисовальная школа в Красноярске. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для этой школы.
Летом 1914 года Василий Иванович Суриков посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», а также создает несколько акварелей. Осталась и незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова). В 1915 году художник уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался от хронической ишемической болезни сердца в Москве 6 (19) марта 1916 года. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Михаил Васильевич Нестеров (живописец, участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Академик живописи), в своих воспоминаниях писал: «Суриков умер. От нас ушел в мир иной гениальный художник, торжественный, потрясающий душу талант. Суриков поведал людям страшные были прошлого, показал героев минувшего, представил человечеству в своих образах трагическую, загадочную душу своего народа. Как прекрасны эти образы! Как близки они нашему сердцу своей многогранностью, своими страстными порывами! У Сурикова душа нашего народа падает до самых мрачных низин; у него же душа народная поднимается в горние вершины — к солнцу, свету. Суриков и Достоевский — два великих национальных таланта, родственных в их трагическом пафосе.
О семье и потомках Василия Сурикова.
25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Шаре (мать Елизаветы была родственницей декабриста Свистунова). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Елена (1880—1963). Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова.