Клод Лоррен (Claude Lorrain) — художник (+58 работ)
Клод Лоррен (Claude Lorrain) французский художник и гравёр, по праву считается величайшим мастером живописцем классического пейзажа, Стоит заметить, что художник был самоучкой, и не получил особого образования, хотя и читал и писал на французском и итальянском языках. Поэтому, вначале своей творческой карьеры Клод Лоррен создавал некрупные работы в пасторальном жанре на меди или холсте. Немного позже он начал писать марины, на которых, как правило изображал порты, с заходящим солнцем.
Мастерство художника с каждым годом возрастало, и вскоре, под влиянием художников-классиков композиции Клод Желле по прозванию Лоррен приобретают литературные сюжеты, и становятся всё более масштабными.
С большим мастерством Клод Лоррен умел изображать свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. Но особенным «коньком» его работы, было умение передавать игру солнечных лучей в различные часы дня.
В творчестве Клод Лоррен различают две манеры: картины, относящиеся к раннему периоду деятельности художника, которые были написаны сильно, густо, в теплых тонах; и позднейшие — написанные в холодноватых тонах и более плавные. На пейзажах художника, присутствовали и фигуры людей, которые, чаще всего, писали его друзья — Ф. Лаури, Фр. Аллегри и Н. Колонбеля, Я. Миля.
Клод Лоррен, в отличие от другого выдающегося мастера классического пейзажа Никола Пуссена, нередко выходил за рамки академического пейзажа. Особое внимание, он уделял в своих работах свету, и был первым из художников, кто начал исследовать проблему утреннего и вечернего солнечного освещения. Claude Lorrain был первым из художников, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, насыщенностью цветом и светом.
За пристрастие к пейзажам римской Кампаньи (низменные окрестности Рима, в регионе Лацио в центральной Италии ) Клод Лоррен был прозван романистом. В своих антикизированных (имеющие античный характер) пейзажах с «мифологическими фигурами» художник изображал античные руины, море, корабли, небо и всегда в центре композиции, в точке сходящихся перспективных линий заходящее солнце, что создавало особенную световую «пульсацию». За эту особенность знаток живописи А. Н. Бенуа назвал Клода Лоррена «люминистом».
В последний период с 1660 по 1682, Клод Лоррен работает медленнее, но всегда с успехом. К этому периоду относятся «Времена суток». Особенностью поздних работ художника стало и то, что он сам пишет фигуры, помещая в воображаемые строения; тематически — это интерпретации римских поэтов, таких как Овидия и Вергилия: «Вид берега Делоса с Энеем», (1672, Национальная галерея, Лондон), «Парнас» (Музей изящных искусств, Бостон).
Последняя работа Клода Лоррена «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (Музей Эшмола, ) закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.
С целью иметь доказательства — документы для обличения воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, а может быть и с целью оставить у себя воспоминание о картинах, созданных в его мастерской, Клод Лоррен воспроизводил большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром
Из созданных эскизов, в который входило 200 рисунков, художник выпустил сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины». Сборник находился у герцога Девонширского, в Англии). и впоследствии, в 1774 году, издан в гравюрах-факсимиле Ричардом Ирломом.
Стоит заметить, что и сам Клод Лоррен отлично владел гравировальной иглой, и в 1630-1662 гг создал сам со своих картин 46 гравюр.
В настоящее время картины Claude Lorrain находятся почти во всех крупных галереях Европы. Много их хранится и в общественных и частных коллекциях Англии, Лувре, палаццо Дориа в Риме, мюнхенской пинакотеке, Дрезденской галерее и в Эрмитаже Санкт-Петербурга; в котором находится 12 картин, в том числе одни из самых замечательных произведений «Четыре времени суток».
Claude Lorrain. Биография
Клод Лоррен (Claude Lorrain) настоящая фамилия —Желле или Желе (Gellée, Gelée) родился в 1600 году в герцогстве Лотарингия (Lorrain) в семье крестьян. Будущий художник рано остался сиротой. Получил начальное познание в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра по дереву во Фрайбурге, в Брайсгау.
В 1613—1614 гг Клод Лоррен отправился с одним из своих родственников в Италию, где стал работать слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси. Там, молодое дарование усвоил некоторые технические приёмы и навыки.
С 1617 по 1621 годы Claude Lorrain жил в Неаполе, учился архитектуре и перспективе (приёмов изображения объёмных форм и пространственных отношений на плоскости) у Готфрида Вельса, а также совершенствовался в пейзажной живописи у Агостино Тасси, одного из учеников Пауля Бриля.
В 1627 году Лоррен снова перебрался в Италию и обосновался в Риме. Там он жил до самой смерти, в 1682 г. В Риме художник начал выполнять заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Также Claude Lorrain был великолепным офортистом; оставил занятие офортом лишь в 1642 году, избрав окончательно живопись.
С 1634 года Клод Лоррен становится членом художественной Академии св. Луки, а в 1650 году ему предложили стать ректором этой Академии, но Лоррен отказался, предпочитая работу художником.
В 1637 году французский посол в Ватикане купил у Лоррена две картины «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием», которые в настоящее время находятся в Лувре.
В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ, из которых — два пейзажа с отшельниками. Эти картины хранятся в музее Прадо. Среди других именитых заказчиков были папа Урбан VIII, который приобрел 4 работы, и кардинал Бентивольо, принц Колонна.
Не смотря на то, что в эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром, Клод Лоррен, получил признание и жил в достатке, снимая большой, трёхэтажный дом в центре Рима, неподалёку от площади Испании. Его соседом был, в частности, художник пейзажист Никола Пуссен, которого он посещал в 1660-е годы.
Клод Лоррен не был женат, но у него было дочь (Агнесс), которая родилась в 1653 году. Ей он завещал всё своё имущество. Клод Лоррен умер 23 ноября 1682 г., в возрасте 82 года, находясь в Риме.