Художники

Рафаэль Санти (Raffaello Santi ) Мадонны в творчестве Рафаэля (ч.2)

Великий художник Рафаэль Санти потерявший мать в раннем возрасте, обладал тонкой и ранимой душой,  всю свою жизнь испытывал глубокую потребность в материнской любви и нежности. И это не могло не найти отражение в его искусстве. Поэтому, Мадонна с младенцем, Святое семейство — один из самых важных сюжетов для живописца. За свою жизнь Raffaello Santi написал более 40 картин связанных с образом Мадонн и Святого семейства, о которых и будет рассказано в этой публикации JuicyWorld.org (а также смотрите +40 изображений Мадонн и Святого семейства Рафаэля, разделенных на три периода его творчества).

Рафаэль / Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна с розой), 1518-1520

Чтобы понимать как со временем менялись в написании Мадонны Рафаэля, следует отметить, что творчество Raffaello Santi принято делить на три периода: 1. Раннее творчество Рафаэля (до 1504); 2. Флорентийский период (1504-1508) и 3. Римский период (1508-1520). При этом с 1505 по 1508 г. Рафаэль много путешествовал между городами, каждый из городов имел свою художественную школу, и каждое из этих путешествий оказывало своё влияние на творчество великого живописца. Поэтому, некоторые специалисты разделяют «флорентийский период» на три периода: первый флорентийский период (1504-1506); Умбрийский период (1505-1508); ; второй флорентийский период (1507-1508).

А также читайте и смотрите: ЗДЕСЬ >> Биография и жизнеописание — Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — великий художник (ч.1);

и ЗДЕСЬ >> Рафаэль Санти (Raffaello Santi) Портреты (ч. 3) << 

Мадонна Грандука, 1504 / 1-я Мадонна написанная в Флоренции / Флоренция, галерея Питти

Итак, начнём с самого истока творческого пути Рафаэля Санти Урбино (Raffaello Sanzio da Urbino).
Великий живописец и архитектор эпохи Возрождения — Рафаэль Санти (при рождении Raffaello Sanzio), родился 6 апреля 1483 г. в семье художника, поэта и гуманиста Джованни Санти, работавшем в мастерской при дворце герцога Урбинского. Мальчик, уже с раннего возраста был приобщен к живописи, о чём сообщает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях»: «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».

Raffaello / Madonna d’Alba 1511. Вашингтон, National Gallery of Art.

Рафаэль рано потерял родителей: мать Марджи Чарла, умерла в 1491г. Отца не стало в 1494 г. и после того как мальчик остался сиротой, по предсмертному пожеланию отца, он был отправлен в мастерскую знаменитого художника Пьетро Перуджино (или Перудже). Точное время когда Рафаэль оказался у Перудже (Pietro Perugino, Перуджийский) не установлено. Предполагают что это произошло в 1499г., по другим данным в 1501г. Тем и интересна первая Мадонна Рафаэля, созданная им в 1498г., когда на творческий стиль художника, скорее всего, влияние оказывал только его отец. В настоящее время эта фреска «Мадонна с младенцем» хранится в доме-музее художника (адрес: Via Raffaello, 61, населенный пункт Урбино, Италия).

Madonna col Bambino, 1498 / 1-я Мадонна хранится в г. Урбино, Италия, дом-музей Raffaello

Но, еще больший интерес вызывает «Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile). Та самая картина, которой русские поэты посвящали стихи, та, единственная работа подлинного Рафаэля из хранящихся в Эрмитаже. Та, которая имеет символизм раннего христианства. Более подробно об этой картине читайте (и смотрите) ниже в этой публикации JuicyWorld.org

Пьетро Перуджино (Перудже) был звездой умбрийской школы живописи, одним из самых востребованных художников своего времени, о котором писали: «… Его стиль поэтичен и мелодичен, приятен глазу и проникнут особым лиричным настроением. Образы Перуджино прекрасны и сладостны. Ему свойственны декоративность и равновесие. В атмосфере гармонии и безмятежности — весь Перуджино» (ниже, в качестве примера размещена картина Пьетро Перуджино «Вручение ключей Петру», 1480—1482)

Pietro Perugino / Вручение ключей Петру, 1480—1482. Сикстинская капелла. Ватикан. Рим

К слову, Перуджино был учеником скульптора и живописца Андреа Верроккьо (Andrea del Verrocchio), учениками которого были кроме Перудже, Лоренцо ди Креди, великий Сандро Боттичели и гений Леонардо да Винчи. И Рафаэлю, в начале творческого пути, было чему учиться у Перудже.

Raffaello / Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском, 1501-1502. Берлинская картинная галерея

Не удивительно, что в период раннего творчества Рафаэля (до 1504) его Мадонны были созданы под влиянием Перудже, в стиле кватроченто. И Рафаэль писал Мадонн в идиллических образах (безмятежности, в обстановке не имеющих никаких бед и проблем), где сами Мадонны имели некоторую сухость, скованность в позах и схожесть в написании.

Raffaello Sanzio / Madonna and Child 1502-1503 — (Madonna di Pasadena) названа по месту нынешнего нахождения — г. Пасадина (Pasadena) , США

Но, художественный гений Рафаэля вскоре превзошёл своего учителя Перудже, и уже ко второму, флорентийскому периоду его творчества, Мадонны Рафаэля начали приобретать собственный стиль. Для Мадонн этого периода были уже свойственны более сложные пейзажные фоны и образы Мадонны, где на первый план выступала эмоциональность (в отличие от стиля кватроченто — фактически картины без эмоций).

Raphael / The Holy Family with a Palm, 1506 /Scottish National Gallery

Тревога, гордость, умиление, радость, счастье и другие чувства матерей бесподобно передаются в шедеврах Рафаэля. Без сомнения на эту чувственность в творчестве большое влияние произвела личная трагедия Рафаэля потерявшего мать в раннем возрасте.

Raffael Santi / The Madonna of the meadow, 1506 / Вена, Музей истории искусств (KHM)

Существенные изменения в творчестве молодого дарования Рафаэля было объяснимо. В то время, во Флоренции работали два других великих мастера: Микеланджело и Леонардо да Винчи. И Рафаэль Санти изучал их технику: у Леонардо да Винчи Рафаэль взял на вооружение монументальность композиции и многочисленные технические эксперименты, а у Микеланджело — новое видение форм человеческого тела. В книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, об этом пишет: «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры».

Raffael da Urbino / Colonna Madonna, 1507, Berliner Gemäldegalerie

Но, более всего гений Рафаэля раскрылся уже в третий, римский период. А общепризнанной и абсолютной вершиной его творчества в образах Мадонн считается «Сикстинская мадонна» (1514), где тревога гармонично сплетена с восторгом и счастьем материнства богоматери.

Madonna Sixtina (Gemäldegalerie Alter Meister, Dresden, 1513-14

Эта картина, наравне с двумя другими шедеврами Рафаэля:  Триумф Галатеи (Trionfo di Galatea), 1512 и Преображение (Transfiguration), 1518-1520

и сейчас пользуется огромной популярностью в социальных сетях и т.п. Также очень популярен и отдельный фрагмент с ангелочками картины Сикстинская мадонна, который присутствует на огромном количестве различных репродукций, открыток и публикаций в соцсетях. Причем, многие даже не догадываются «чьих рук сиё творенье».

Сикстинская Мадонна (фрагмент картины)

В конце жизни художник создает полотна с еще более усложнёнными позами и жестами, в которых некоторые специалисты ищут и всё больше находят символизм и гностицизм. Изменяется и общий фон картин: мерцающие, более «глубокие» краски в полумраке, где фигуры пропорционально удлиняются. Некоторые из этих картин он создает совместно со своим учеником — Джулио Романо (Giulio Romano)

Raffaello / The Holy Family (Prado),1518 / Museu do Prado, Madrid

Фактически Рафаэль был тем художником, кто не только создавал эпоху Высокого Возрождения (1500-1527 гг.), но и в конце своего творческого пути, опережая время был одним из тех кто создавал маньеризм (с 1525 по 1600 год., от итал. Maniera — манера) или раннюю фазу барокко.

Рафаэль Санти /Поклонение волхвов, 1517-1519 / Лоджии Рафаэля в Ватикане

 

1. Мадонны в раннем творчество Рафаэля (до 1504)

Мадонна Конестабиле (Madonna Connestabile), 1504 Эрмитаж 

Raffael / Madonna Connestabile, 1504

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile). Эта картина имеет миниатюрный размер  17,5×18 см.

Raffael — Мадонна Конестабиле, 1504 Эрмитаж

Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда в Флоренцию (скорее всего, он её недописал в связи с переездом). Название картины происходит от владельца графа Конестабиле, у которого её приобрел в 1871 г. Российский император  Александр II.

Ранее картина имела другое название — «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro), хотя должна была именоваться как «Мадонна с гранатом» (при переводе картины с доски на холст было обнаружено что в первоначальном своём виде Мадонна держит в руках гранат — символ пролитой крови и «жертвы Христовой».

Во время «распродаж» (1929-1934гг) эту картину вывезли в Европу, но, к счастью её не удалось продать из-за «сомнительности в подлинности» (всего в этот период «распродаж» только из Эрмитажа было выставлено на продажу 2880 картин). Только благодаря обстоятельствам сомнения в подлинности, и большое количество других предложений, миниатюрную «Мадонна Конестабиле», просто не заметили и недооценили. В результате она осталась одной из двух работ Рафаэля хранящихся в российских собраниях (вместе с картиной «Мадонна с безбородым Иосифом»). Кстати, обрамляющая пышная рама с гротесками, созданная в одно время с полотном, вероятнее всего была сделана по рисунку самого Рафаэля.

 

Мадонна с младенцем на престоле святых (Madonna and Child Enthroned with Saints), 1504-1505, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Madonna and Child Enthroned with Saints, 1504-1505

Мадонна с младенцем на престоле святых, выполнена на доске, маслом и золотом. Имеет размер 172,4 × 172,4 cm

Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper), 1505. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper), 1505

Малая Мадонна Каупера имеет размер 59,5 × 44 см. Была написана маслом, на доске, в период переезда Рафаэля из Урбино во Флоренцию, в 1505г. Название получила по месту своего долгого хранения у графов Купер.

2. Мадонны Рафаэля. Флорентийский период (1505-1508)

Мадонна Грандука, 1504 / 1-я Мадонна написанная в Флоренции / Флоренция, галерея Питти — Смотрите ЗДЕСЬ>>

Мадонна Терраноува (Madonna Terranuova), 1504-1505, Берлинская картинная галерея.

Raffaello / Madonna Terranuova, 1505

Картина выполнена на доске, имеет размер 87×87 см. Первоначальное название: «Мадонна с младенцем, Святым Иоанном и святым ребёнком». Название «Мадонна Террануова», картина «приобрела» в честь семьи владельцев, итальянских герцогов Террануова. В 1854 году семейство передало картину в Берлинскую картинную галерею, где она и находится по сегодняшний день.

«Святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»), 1506 — еще одна картина (из двух произведений Рафаэля) оставшихся в России после «эрмитажных распродаж». И этой картине Рафаэля было суждено быть в России по причине «неумелой реставрации» и сомнения в подлинности. До того как картина попала в Эрмитаж в XVIII в., ёе пытался «переписать» неопытный художник. Благодаря этому стоимость картины была низкой, и её купили для России. Позже, в России, была неудачная попытка перевода картины с дерева на холст. Все эти «работы» очень плачевным образом сказались на шедевре Рафаэля. А большой почитатель творчества Рафаэля, наш гений Александр Сергеевич Пушкин, узнавший о таких «попытках» посвятил этому событию стихотворение в 1819г. «Возрождение»

Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом), 1506

Возрождение (1819)

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней

Этой картине А. С. Пушкин посвятил и несколько строк в «Моцарте и Сальери», где от лица Сальери, написал: «Мне не смешно, когда маляр негодный… // Мне пачкает Мадонну Рафаэля»
Кстати, «безбородый Иосиф» встречался в творчестве художников крайне редко. Отсюда и второе, более известное название картины — «Мадонна с безбородым Иосифом». Картина интересна еще и тем, что по ряду признаков можно предположить, что она была написана под влиянием картин Леонардо да Винчи.

«Мадонна в зелени» (Madonna del Prato, Мадонна на лугу), 1506 —  ЗДЕСЬ >> . Музей истории искусств, Вена. Эта Мадонна была написана на доске маслом. Имеет размер 113 × 88 см. Также эта Мадонна имеет название «Бельведерская мадонна» по своему одному из местопребываний в Бальдерском дворце. Имеет большое сходство с созданными в тот же период картинами «Мадонна со щеглом», «Прекрасная садовница» и «Мадонна Эстерхази».

Мадонна со щеглом (Madonna del cardellino), 1505-1506 . Уффици, Флоренция.

Madonna del cardellino, 1505-1506

Эта картина Рафаэля выполнена на доске, 107×77 см. Наполнена символизмом, как и большинство других картин Рафаэля. Красный цвет одеяния Мадонны символизирует Страсти Христовы, синий — церковь. Книга в руках — символ мудрости. Маленький Иисус тянет руку к щеглу, находящемся в руках Иоанна. Щегол — также символичен и происходит из легенды, по которой у распятого Христа, птица вырвала из тернового венца окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном.

Прекрасная садовница (La belle jardinière), 1507 . Лувр, Париж.

Raffael / Прекрасная садовница (La belle jardinière), 1508

Картина выполнена на доска, маслом. Имеет размер 122 × 80 см. По всей видимости картина дописывалась после отъезда в Рим Рафаэля художником Ридольфо Гирландайо (голубая накидка Марии). Позже картина оказалась во Франции, где стала объектом для подражаний, и поклонения красоте кисти Рафаэля. Первоначально картина называлась «Святая Дева в платье крестьянки». Н, в 1720 г. искусствовед Пьер Жан Мариетт дал ей романтическое название «Прекрасная садовница».

 

Мадонна Эстерхази (Esterhazy Madonna), 1508. Музее изобразительных искусств в Будапеште

Raffael / Madonna Esterházy, 1508. Szépművészeti Múzeum

Эта картина изначально была выполнена на доске. 5 ноября 1983 года была украдена из Музея изобразительных искусств в Будапеште, вместе с ещё шестью картинами. Позже, была восстановлена и переведена на холст реставраторами из Панагеи Трипити (Айгио, Греция) имеет размер 29 × 21,5 см.

 

Мадонна Орлеанского дома (Madonna d’Orleans),1507. Chantilly, Musée Condé

Raphael / Madonna d’Orleans, 1506

Мадонна Орлеанского дома написана на доске, маслом в 1506-1507 гг. Имеет размер 31,7 × 23,3 см. Храниться в Музее Конде, Шантийи, Франция. Особенностью этой картины является то, что Мария изображена не на фоне пейзажей, как большинство работ Рафаэля, а в домашнем интерьере, со слабо освещённом фоне. На заднем фоне еле заметны полки, с банками со снадобьями, которые толкуются художником иносказательно. Скорее всего Рафаэль выбрал столь необычный интерьер и фон под влиянием увиденной им картины Яна ван Эйка «Святой Иеронима».

 

Мадонна Бриджуотер (Madonna Bridgewater), 1507. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Мадонна Бриджуотер (млм Бриджуотерская мадонна) была написана в 1506-07г., на доске, маслом. Позже перенесена на холст. Имеет размер 82 x 57 cм. Название получила по месту первого нахождения в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Копией этой картины в 1830 года любовался Пушкин. Копия картина (именно копия, приписывалась Рафаэлю) была выставлена на продажу в Петербурге на Невском проспекте, в магазине, принадлежавшем И.В. Сленину. Именно о ней великий Пушкин писал своей невесте Н. Н. Гончаровой (30 июля 1830 г.): «… Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что провожу часы перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей». А позже А.С. Пушкин посвятил этой картине стихотворение:

Мадона (А.С. Пушкин, 1830г.)

Raffaello Sanzio / Bridgewater Madonna, 1507, Эдинбург, National Gallery of Scotland

«Одной картины я желал быть вечно зритель…».

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
А. С. Пушкин. Мадона («Не множеством картин старинных мастеров…») — 1830г

Мадонна Нортбрука (Northbrook Madonna), 1507. Новейшие исследования ставят под сомнение авторство Рафаэля, но однозначно ответить на вопрос, кто автор, не могут.

Мадонна с гвоздиками (Madonna of the Pinks), 1507, Национальная галерея, Лондон

Raphael / Мадонна с гвоздикой», 1506

Мадонна с гвоздиками имеет миниатюрные размеры 27,9 × 22,4 см, и была написана в 1506—07, маслом на доске (символично — использовалось дерева тис — из которого обычно делают луки и копья). Символично и то, что Мадонна и дитё держит в руке гвоздики, предвещающую пролитую кровь и страсти Христовы. До сих пор не утихают споры является ли эта картина подлинником или копией. По всей видимости картина была написана под влиянием «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи.

 

Святое семейство с пальмой (The Holy Family with a Palm), 1506 Scottish National Gallery — Смотрите ЗДЕСЬ >>
Картина имеет размер 101,5×101,5. Изначально написана на дереве маслом, но позже перенесена на холст. Храниться в Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии)

 

Святое семейство с агнцем (Sacra Famiglia con l’agnello), 1507. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Raffaello Sanzio / The Holy Family with a Lamb, 1507

Святое семейство с агнцем (итал. Sacra Famiglia con l’agnello) написана в 1507 г. маслом на дереве (тополь). Имеет миниатюрный размер 28 × 21,5 см. Позже, перенесена на холст. Символично, что младенец Иисус сидит на ягнёнке (символе жертвы Христа). Символ жертвенности был одним из самых излюбленных приёмов Рафаэля. Также специалисты считают что эта картина была написана под впечатлением от работ Леонардо да Винчи. В чём возникает некоторое сомнение, кто у кого «позаимствовал сюжет? Ведь известная картина Леонардо «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» написана позже — (1510—1513).

 

Святое семейство Каниджани (Sacra Famiglia Canigiani), 1507. Старая пинакотека, г. Мюнхен

Святое семейство Каниджани (Sacra Famiglia Canigiani), 1507

Святое семейство Каниджани, была написана примерно в 1507г., маслом на доска. Имеет размер 131 x 107 см. Выполнена по заказу Доменико Каниджани (отсюда и получило название), о чём писал в своём труде «Жизнеописании» Вазари: «Написал он также для Доменико Каниджани картину, изображающую Богоматерь с младенцем Христом, улыбающимся маленькому Св. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Иосифа…». Пирамидальность, построения фигур позаимствовал у Леонардо ла Винчи, но в этой картине Рафаэль еще не придавал своим творениям эмоциональность (как у да Винчи, и более поздних картин Рафаэля Санти.

 

Мадонна Колонна (Colonna Madonna), 1507. Написана маслом на доске. Смотрите выше, или ЗДЕСЬ >> Имеет размер 77,5×56,5 см. Находится в Берлинской картинной галерее

 

Большая Мадонна Каупера (Grande Madonna Cowper), 1508, Национальная галерея искусства г. Вашингтон

Raffaello Santi / Grande Madonna Cowper, 1508

Большая Мадонна Каупера (или Мадонна Никколини), была написана в 1508 году на доске, маслом. Имеет размер 80,7 × 57,5 см. Оба названия связаны с бывшими владельцами картины.

 

Мадонна Темпи (Madonna Tempi), 1508. Alte Pinakothek Munich,

Мадонна Темпи (Madonna Tempi), 1507-1508

Мадонна Темпи была написана маслом на доске, в 1508г., Имеет размер 75×51 см. Картина была создана Рафаэлем к концу пребывания во Флоренции, по заказу флорентийского семейства Темпи (и получило своё название). Эта картина также была создана под влиянием работ Леонардо да Винчи, но уже имело своё оригинальное решение образа.

 

Мадонна под балдахином (Madonna del Baldacchino), 1507—1508. Палаццо Питти, Флоренция

Madonna del Baldacchino, 1507-1508

«Мадонна под балдахином» была написана маслом на доске. Имеет размер 276×224 см. Незавершенная картина — так как Рафаэль в это время уезжает в Рим, поэтому к верху картины добавлена доска. Была выполнена по заказу семейства Риньери и посвящена Св. Августину, Св. Бернару (которому посвящена капелла Риньери), Св. Петру (заказчиком был сын Пьеро, в память об отце), и Апостолу Иакову старшему. Позже картина оказалась в соборе города Pescia , а в 1697 г. Фердинандо де Медичи разместил её в дворце Питти.

 

3. Мадонны Рафаэля Римский период (1508-1520)

 

Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo), 1508, Музей Конде, Шантийи (Франция)

Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo), 1508

Мадонна с вуалью была выполнена в 1508г. по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо, и называлась Мадонна дель Пополо» (Madonna del Popolo). Картина выполнена на доске маслом и имеет размер 120 × 90 см. Юлий II был настолько доволен картиной, что поместил ее напротив своего портрета (выполненного также Рафаэлем), и под её впечатлением вскоре заказал более масштабную «Сикстинскую мадонну». Кстати, изначально Иосифа на картине не было, а появилась позже, заменив окна в углу (выяснили благодаря рентгеновскому снимку). Скорее всего именно по этому годы создания иногда указывают иные. Также, некоторое время считалось что картина утеряна, но французские ученые доказали что находящаяся в музее Конде Мадонна и есть оригинал.

 

Мадонна с младенцем (The Mackintosh Madonna), 1509-1511, Лондонская Национальная галерея

Мадонна с башней (The Mackintosh Madonna), 1509-1511

Эта картина Рафаэля известна под разными названиями: Мадонна Макинтоша (получила название от владельца картины Ив Макинтош, которая и передала Мадонну в 1906 г. в Лондонскую нац.галерею. До этого картина была известна под названием Мадонна с башней (Madonna della Torre), а также Мадонна с младенцем. Считается что она была одной из первых Мадонн созданных Рафаэлем в Риме. Часть исследователей считает что художник написал в 1511г. Но скорее всего художник прибыв в Рим начал писать её, но после того как папа Юлий II предложил ему расписать станцы (1-ю из расписанных личных комнат папы), у художника практически не оставалось времени на этот заказ. Картина имеет размер 78,8 х 64,2 см. В XVIII веке картину неудачно пытались перевести на холст (почти полностью переписали), и изображение пострадало, настолько что сложно судить о первоначальных достоинствах картины.

 

Мадонна Альдобрандини (Madonna Aldobrandini), 1510, Лондонская Национальная галерея

Мадонна Альдобрандини (Madonna Aldobrandini), 1510

Мадонна Альдобрандини написана маслом на доске. Размер 38×33 см. Название получила от имени владельцев семьи Альдобрандини. В 1865 г. картина была выкуплена Нац.галереей у вдовы Гарварга (отсюда еще одно название картины «Мадонна лорда Гарвага»). Мадонна имеет ставшим уже к этому времени классическим прием пирамидальной композиции (создан прием Леонардо да Винчи). Одеяния Марии выдержаны в традиционных её цветах — красном и голубом (цвет церкви). У картины есть еще одна позаимствованная идея у Леонардо: два окна по сторонам от Марии.

 

Мадонна Альба (Madonna d’Albaок), 1511, Национальная галерея искусства, Вашингтон — ЗДЕСЬ — >>
Первоначально выполнена на дереве, маслом. Перенесена на холст. Имеет размер 94,5×94,5 см. Этот шедевр когда то был в России почти столетие. Её показывали ученикам Императорской Академии художеств, и говорили что это идеал изобразительного искусства. С картины была выполнена копия с оригинала (Ф. Бруни) лично для императрицы. История копии такова: Александра Фёдоровна хотела чтоб картину повесили в её кабинете, на что Император, заметил в шутку: «Жирно будет», и тогда, по его заказу изготовили копию. Копия и сейчас находится в Михайловском замке. Когда то картина считалась главным экспонатом Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Но,во время эрмитажных распродаж 1931 г. шедевр продали «Мадонну» за 2,5 млн. рублей Эндрю Меллону.
Мадонна ди Фолиньо (Madonna of Foligno), 1512. Pinacoteca Vaticana, Ватикан

Мадонна ди Фолиньо (Madonna of Foligno), 1512

Картина написана в 1511-12 годах маслом на дереве, в 1802 году переведена на холст. Имеет размеры 320х193 см. На картине изображены св. Иоанн Креститель и Франциск Ассизский, св. Иероним, Сиджизмондо. Мария с младенцем Иисусом парит в облаках, в окружении ангелов (херувимов) на фоне диска золотого цвета, что олицетворяет небесную славу богоматери (другое название картины Мадонна в Славе). В центре расположен ангел с надписью на табличке (не сохранилась). На дальнем плане, за ангелом пейзаж г. Фолиньо (возможно город писал Джованни ди Лутери). В некоторых местах картины историки искусств увидели работу помощников Рафаэля. Картина считается еще одним шедевром из главных шедевров Рафаэля.

 

Сикстинская Мадонна, 1513—1514, Дрезденская картинная галерея >>

Об этом шедевре можно написать целые романы, и пишут. В том числе и о том? что эта Мадонна могла бы и сейчас находиться в России. Но, главное другое — хорошо что эта картина не была утеряна. Картина выполнена на холсте. Имеет внушительные размеры: 265×196 см.

 

Мадонна с завесой (Madonna Impannata), 1513 и 1514, Палаццо Питти, Флоренция

Мадонна с завесой (Madonna Impannata), 1513 и 1514, Палаццо Питти, Флоренция

Мадонна с завесой написана на доске, маслом. Имеет размер 158×125 см. Вазари в «жизнеописаниях» писал, что картина была заказана Bindo Altoviti. На картине изображены Это портреты Святой Анны, протягивающей богоматери её сына, и обнаженный Иоанн. Портрет женщины сидящей за Анной не определён точно.

 

Мадонна с канделябрами (Madonna of the Candelabra), 1513—1514, Художественный музей Уолтерса, США

Мадонна с канделябрами (Madonna dei Candelabri), 1513-1514

Мадонна с канделябрами (фр. Madonna dei Candelabri) написана маслом на доске. Имеет размер 65×65 см. На картине Дева Мария с младенцем Иисусом с двумя ангелами (предполагают, что ангелов писали ученики Рафаэля). Канделябры по бокам — отсылающий к древнеримским императорам, служит символическим представлением Христа и Марии как царя и царицы небес (Рафаэль предположительно являлся гностиком). Светотени и гамма цвета, придаёт персонажам мягкие и деликатные черты.

 

Святое Семейство и молодой Иоанн Креститель (Holy Family young and St. John the Baptist),  1513-1514  Музей истории искусства, Вена.

Святое Семейство и St. John the Baptist, 1513-1514

Святое Семейство и молодой Иоанн Креститель выполнена на доске (тополь) маслом, позже перенесена на холст. Размер картины: 154,5 х 114 см.

 

Мадонна в кресле (Madonna della seggiola), 1513—1514, Палаццо Питти, Флоренция

.Мадонна в кресле (Madonna della seggiola), 1514

«Мадонна в кресле» написана маслом на доске, размер: 71×71 см. Перенесена на холст. Картина скорее всего написана под влиянием от работ Тициана и Себастьяно дель Пьомбо.

Мадонна в шатре (Madonna della Tenda), 1513—1514, Старая пинакотека, Мюнхен

Мадонна в шатре (Madonna della Tenda), 1514

Мадонна в шатре (Madonna of the Curtain) выполнена маслом на доске. Имеет размер 65,8×51,2 см. На картине изображена Мария обнимающая младенца Христа. За ними наблюдает Иоанн Креститель. Картина по своему дизайну очень похожа на Мадонну в кресле, 1514 (см. выше)

Мадонна с рыбой (Madonna del Pesce), 1514-1515, Прадо, Мадрид

Рафаэль / Мадонна с рыбой (Madonna del Pesce), 1515

Картина «Святое семейство с архангелом Рафаилом, Товией и св. Иеронимом (Мадонна с рыбой). Картина выполнена маслом на доске, совместно с учениками Рафаэля. Имеет размер 215 × 158 см. Мастерски подобран свет и композиция: треугольной, прямоугольной и диагональной форм, напоминающую фреску «Изгнание Элиодора» из Станц. Изображено: Дева Мария, сидя на троне, с ребенком Иисусом на коленях. Справа — Святой Иероним в наряде кардинала со львом (главный символ). Иероним читает латинский перевод Библии (Вульгата). Слева Архангел Рафаил представляет Марии и Христу Товию, держащего в руках рыбу. Сюжет основан на истории Ветхого Завета о Товии, который с помощью рыбы вылечил слепоту отца. У христиан Товий с рыбой символически означало крещение. (Рыба — символ христиан, ловцы рыбы — св. Апостолы и т.п.).

Прогулка Мадонны (Madonna del Passeggio), 1516—1518, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Прогулка Мадонны (Madonna del Passeggio), 1516-1518

«Прогулка Мадонны» выполнена маслом на доске. Размер: 90×63 см. Совместная работа с учениками Рафаэля.

Святое семейство Франциска I (The Holy Family), 1518. Лувр, Париж

Святое семейство Франциска I (The Holy Family), 1517

Картина Святое семейство Франциска I выполнена маслом на доске, позже перенесена на холст. Имеет размер: 207×140 см. Некоторые детали, возможно, выполнены учениками Рафаэля Санти.

Святое семейство под дубом (Holy Family below the Oak), 1518. Прадо, Мадрид

Raffael / Святое Семейство под дубом (Holy Family below the Oak), 1518

«Святое семейство под дубом» выполнено маслом на доске, имеет размер 144×110 см. На картине изображено: Святой Иосиф облокотившись на руины, смотрит на деву Марию и младенца Христа, у которого свиток со словами «Ecce Agnus Dei» (призыв к Агнцу Божьему) от Святого Иоанна. Христос, который жертвует собой, так же, как ягнята принесенные в жертву евреями, чтобы спасти человечество от греха. Дуб на заднем фоне в т.ч. служит для названия работе. На дальнем фоне руины Термы (бани) Каракаллы. Картина по всей видимости также дописывалась учеником Рафаэля — Джулио Романо, и имеет большое сходство с другой картиной «Святого семейства» (La Perla) Рафаэля.

Ла Перла (La Perla), 1518—1520, Прадо, Мадрид
Выполнено маслом на доске, размер 144×115 см.

Мадонна с розой ок. 1518, Прадо, Мадрид — — см ЗДЕСЬ >>
масло, доска 103×84 см. Совместная работа Рафаэля и учеников. Композиция, по всей видимости, была заимствована из несохранившейся картины Леонардо да Винчи. На картине изображено Дева Мария с Христом, Иоанн Креститель, который передает Христу пергамент с надписью лат. «Agnus Dei» («Агнец Божий»). За всем наблюдает святой Иосиф. Картина получила свое название за счет розы лежащей на столе. Хотя исследователи считают что роза была нарисована позже.

Мадонна божественной любви (Madonna del Divino amore), 1518. Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь

Мадонна божественной любви (Madonna del Divino amore), 1518

Картина «Madonna del Divino amore» была выполнена 1516-1518 гг, написана маслом на доске. Имеет размер: 140×109 см. Возможно помогал Джулио Романо. Ранее считали что Рафаэль не имеет отношения к этой картине или его «присутствие» было минимальным. После ряда исследований, включая рентгеновские снимки в 2015г., ученые пришли к выводу что картина выполнена Рафаэлем Санти

Мадонна с голубой диадемой (Madonna with the Blue Diadem), 1512-1518, Лувр, Париж

Мадонна с голубой диадемой (Madonna with the Blue Diadem), 1518

Точное время создания и авторство картины «Мадонна с голубой диадемой» досконально не известно. Предполагают что она была создана совместно с учеником Рафаэля Джанфранческо Пенни (выполнил фарфоровую отделку). У картина было много хозяев. Картина имеет другие названия: «Дева и ребенок с младенцем Святого Иоанна», «Дева с вуалью», «Дева с голубой диадемой»,»Virgin with the Linen», «Slumbering Child», и «Silence of the Holy Virgin». Написана маслом по дереву, и имеет размер 68 см × 48 см.

Малое святое семейство (La Petite Sainte Famille), 1518—1519 год, Лувр, Париж / Рафаэль Санти — Джулио Романо

Малое святое семейство (La Petite Sainte Famille), 1518—1519

Картина «Малое святое семейство» выполнена маслом на доске (грецкий орех), и имеет размер 38х32 см. Считается работой ученика Рафаэля Санти — Джулио Романо, и выполнена в мастерской Рафаэля. Возможен дизайн Рафаэля (большинство исследователей сходятся во мнении что и подготовительные работы были сделаны Романо. Картина изображает Деву Марию с Христом и святую Елизавету с младенцем Иоанном Крестителем в ландшафте.

 

1. Мадонны в раннем творчество Рафаэля (до 1504)

 

Мадонна с младенцем (Madonna di Casa Santi), 1498. 1-я Мадонна. Дом-музей Raffaello в. г. Урбино

Мадонна Диоталеви (Madonna Diotallevi), 1504 Музей Боде, Берлин / маслом на доске: 69×50 см.

Мадонна Диоталеви (Madonna Diotallevi), 1504

Raffaello Spozalizio (The Engagement of Virgin Mary), 1504

Raffaello / Lo Sposalizio (The Engagement of Virgin Mary), 1504

 

Читайте здесь — 1-я Часть — Биография и жизнеописание — Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — великий художник >>